Идеальный Иван Кодлозеров
Вся ваша семья связана с лыжным спортом. Когда только забеременели, вы сразу знали, что будущий ребенок будет спортсменом?
Наверное, да... Но после родов думать о лыжах уже не приходилось: диагнозов было очень много. При рождении у Вани был двойной порок сердца, не совместимый с жизнью. Мысли были только о том, чтобы ребенок выжил, потому что врачи говорили: «Не доживет до года». Но к трем годам сердце восстановилось.
И вы решили направить ребенка в спорт?
Он решил это сам! Мы не прилагали никаких усилий. В год мы поставили Ваню на лыжи, а дальше он двигался сам. Начал участвовать в соревнованиях, причем вместе с обычными лыжниками. Его допускали к участию, ведь уровень соревнований был относительно невысок: за город или область.
Если бы тогда вам сказали, что ваш сын станет участником Паралимпиады?
Я бы поверила! У него были все данные, да и такая цель была поставлена рано. В 12 лет Ваня стал членом Паралимпийской сборной под руководством тренера Ирины Громовой и начал выступать на специальных соревнованиях. С того времени до сегодняшнего дня нашей целью была Паралимпиада.
До попадания в сборную таких мыслей, конечно, не было. Ваня занимался многими видами спорта: легкая атлетика, футбол — на что хватало сил. При этом учился на «четыре» и «пять». Кстати, Ваня ходил в обычную школу, он не чувствовал себя ущербным. Никогда не жаловался, если в школе на него прикрикнули или обидел кто-то из одноклассников. Все были хорошие, а если что-то шло не так, то виноватым видел только себя.
И как восприняли новость, что впереди та самая Паралимпиада?
Сомнения в поездке были год. И весь этот год я плакала, даже когда убедилась, что все-таки едем в Сочи.
И вы не просто приехали, а в рамках программы P&G «Спасибо, мама!».
Я сначала не хотела... Я сама лыжница, и мне не хотелось бы, чтобы родители присутствовали на соревнованиях — лишние нервы, это довлело бы надо мной. Задала контрольный вопрос Ване, он ответил, что, конечно, надо ехать. Надо значит надо. Хотя мне казалось, что легче было бы смотреть на ребенка по телевизору. Себя тоже было жалко. Я же понимала, что не смогу сдержаться, если что-то пойдет не так, а плакать при людях и камерах не хотелось. Вот, пожалуйста: плакала на первой гонке, дистанции в 7,5 километров. Ваня два раза промахнулся и занял девятое место, хотя он очень хорошо стреляет. Два «маха» — это его 19-летняя нестабильность и нервы, конечно. С годами придет мастерство.
Помните его первую победу?
Нет, потому что с первого класса было множество мелких соревнований. В нашем городе лыжников мало, поэтому первоклассником Ваня легко обходил пятиклассников. Мы привыкли к его победам и всегда чувствовали себя только первыми. Для самого Вани не существует девиза «Главное — участие». Он спортсмен, а не физкультурник. А любой спортсмен добивается высших наград. А какой иначе смысл в большом спорте? В Сочи мы приехали только за победами!
Но ведь все равно на Паралимпиаду приезжают только лучшие...
И все они едут только за медалями! Это огромный стимул, который помогает бороться и трудиться. Представьте: следующая Олимпиада только через четыре года — и как нелегко их пережить в случае неудачи. Паралимпийцы тренируются в том же режиме и соревнуются на тех же трассах, что и обычные атлеты, и, чтобы хватало на это сил, нужны победы.
О чем Ваня мечтает, кроме побед?
У него не мечты, а четкие цели: большой дом, большая семья, собаки. В 23 года — первый ребенок, мальчик, даже имя уже придумано! Второй ребенок — в 26 лет. Иван — очень семейный человек. Никогда не забывает про родственников, всегда привозит подарки и в будущем хочет видеть всю семью вместе.
С какой самой большой проблемой сталкиваются родители детей с инвалидностью?
Все то же самое, что и у обычных людей, — безденежье. Ваня, конечно, отличается тем, что он зарабатывает, сам себя обеспечивает и даже помогает нам. Хотя при этом мы получаем пенсию в 5000 рублей...
А что вы посоветовали бы мамам, которые столкнулись с проблемой воспитания детей с ограниченными возможностями?
То же, что и мамам здоровых детей: с самых малых лет внушать детям, что они лучшие. Мой Ваня для меня — идеальный ребенок. Так оно и есть, а если другим кажется что-то иное, это их проблемы.
Текст: Алина Краснова
Фото предоставлено P&G