5 вопросов звездному хореографу Рэй Квортли
Расскажи, каков путь к большим высотам в мире танцев? Как получить возможность работать с артистами с громким именем?
Для этого нужно много учиться и много работать. Я начала заниматься в студии с 5 лет, у меня не хватало времени на типичные тинейджерские радости — я не ходила в кино, у меня не было возможности играть с друзьями. Я жертвовала всем, что происходило в моей жизни, пока я взрослела, чтобы однажды дорасти до своего нынешнего уровня.
Посвящать танцам все свое время — это не единственное, что требуется. Важно однажды оказаться в правильном месте в правильное время. Встретить людей, которые смогут и захотят помочь тебе продвинуться, перейти на новую ступень в твоей карьере.
Нужно и очень много драйва — каждый день, когда ты просыпаешься. Я работаю сама на себя, в принципе я могла бы совсем ничего не делать — никто не будет говорить мне, что я должна идти работать. Но нужно вставать каждое утро, заниматься собой, чтобы был прогресс. Нужно идти дальше, и еще дальше, и еще дальше. Это тяжелая работа. Но если ты любишь то, что ты делаешь, это будет легче.
Как ты охарактеризуешь работу со звездами — это тоже скорее тяжелая работа, чем захватывающий и веселый процесс?
Это очень зависит от артиста. Некоторые из звезд (и их можно в этом понять) очень требовательны и давят на танцоров. Возьмем, например, Бейонсе (Beyonce) — она королева на сцене, а все потому, что она заботится о составлении цельной картины. В номере для выступления все должно быть гармонично: правильное и эффектное освещение, сценические зарисовки, общая стилистика. Особое внимание уделяется танцу. Бейонсе сама появляется в студии, лично следит за процессом, некоторым говорит: «У тебя это не получается». Многие артисты, как и она, хотят представить на сцене готовое шоу, а не просто прийти и спеть. Некоторые предпочитают второе — они просто поют, больше их ничто не волнует. У них нет времени на то, чтобы репетировать вместе с танцорами.
У всех разный подход. Мне нравится работать с такими людьми, как Бейонсе. Есть рэппер, выступающий под псевдонимом Plan B — он тоже сам готовит свои выступления от и до, все прописывает. Для него это лучше, чем просто прийти и спеть.
А как строится работа с такими артистами?
Это тоже происходит по-разному. Например, Мадонна (Madonna) — я с ней не работала, но у меня есть друзья, которым довелось у нее танцевать — ищет танцоров для своих выступлений. Она делает это сама, она лично выбирает людей, которым хорошо удается тот стиль, который ей нужен в данный момент — будь то вогинг, вакинг, крамп или что-то еще. С этими стилями она хорошо знакома сама. В плане танцев она очень знающий и образованный человек, в отличие от некоторых — есть артисты, которые представления не имеют о танцах и совсем не могут танцевать. Я работала с людьми, которые неделями репетировали, а когда дело доходило до выступления, они все бросали, ничего не могли сделать. Говорили: «Нет-нет-нет, я просто выйду и спою». Это причуда, которую тоже нужно уважать, потому что артисты должны чувствовать себя комфортно на сцене.
Как выглядит твой рабочий день?
Я целые дни провожу в студии. А когда мне приходится долго быть в разъездах, я все равно не позволяю себе пауз — тренироваться могу даже в самолете и в машине. Жизни в традиционном смысле у меня практически нет. Она у меня немного другая. И за это я благодарна. Каждый мой новый день не похож на предыдущий. Каждый раз мы создаем что-то новое, каждый раз у нас новые проекты. Для меня это лучший образ жизни.
Серьезно работать танцором я начала в 19 лет, у меня бывали 18-часовые рабочие дни 7 дней в неделю. Очень долгие были дни. Сейчас я больше не хочу просто танцевать, я делала это в течение 22 лет. Я хочу созидать, создавать что-то, связанное со сценой, не просто хореографию. Мне нравится смотреть разные шоу, наблюдать за работой над ними, искать вдохновение в Сети. Сейчас, например, я работаю над фильмом и ставлю для него танец в африканском стиле.
Какими качествами должен обладать человек, живущий танцами, чтобы «оставаться на плаву»?
Нужно оставаться простым и непритязательным, несмотря ни на что. Я помню, как один день я работала с Элли Голдинг (Ellie Golding), а на следующий — выступала в абсурдной постановке на улице. Мы не артисты первого эшелона, у нас нет имени, как у Бейонсе, которая до конца жизни будет жить обеспеченно. Поэтому мы готовы на многое и очень легкие на подъем. Для меня нет чего-то слишком большого или слишком маленького, все, что происходит — это опыт. Многие люди забывают об этом. Получив хорошую работу, они затем думают, что слишком многого достигли для участия в более простых проектах. Потом из-за этого с ними не хотят связываться. Поэтому важно уметь наслаждаться всем тем, что встречается нам на нашем пути.