Анатомика. От ужасного до великого: человеческое тело в искусстве
Испокон веков тайны человеческого тела увлекали не только врачей и ученых, но и философов и художников, которые стремились понять и художественно изобразить человеческую суть через физиологию.
Джоанна Эбенштейн — независимый ученый, медицинский блогер, художник и графический дизайнер — собрала в книге «Анатомика. От ужасного до великого: человеческое тело в искусстве» не имеющую аналогов коллекцию из более чем 250 изображений, созданных с XIV по XX век. По этим гравюрам, литографиям и иллюстрациям можно проследить не только этапы развития медицины, но и то, как менялись представления о самом смысле человеческого бытия: от обожествления тела до сегодняшних рационалистических представлений.
Книга разделена на главы, посвященные определенным органам, скелету, экорше (скульптурному изображению освежеванных фигур), а также — беременности и родам. На примере этих изображений можно проследить разнообразие стилистических подходов: от метафорических представлений чакр в индуизме и даосских концепций инь и ян до гиперреалистичных изображений вскрытых тел, близких к современной медицине.
Источником большинства анатомических знаний во все времена было именно вскрытие трупов — ему посвящена отдельная глава. В эпоху Возрождения анатомия стала настолько популярной, что даже такие гении, как Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти, самостоятельно делали вскрытия. С XV века вскрытия проводились для обеспеченной публики в анатомических театрах и могли даже сопровождаться подачей напитков и музыкой. В XVIII и XIX веках медицинские школы испытывали нехватку тел для учебных целей — казненных преступников уже не хватало. Дефицит пытались восполнить «воскресители», которые воровали тела с кладбищ. Иногда, как в случае с Уильямом Бёрком и Уильямом Хэйром в 1828 году, они прибегали даже к убийству — об этих и многих других поразительных фактах читатель узнает из подробных комментариев к каждому изображению.