Безопасная красота. Закон и порядок – гаранты качества и безопасности
Если возникают какие-то сложности, главное – быстрая, четкая и слаженная работа по оказанию экстренной помощи. Но возможностей для ее оказания у серых клиник и надомных косметологов нет.
Все медицинские процедуры должны проводиться в медицинском учреждении.
Сами серые процедуры зачастую проводятся в совсем неподходящих для этого условиях, из-за чего и риски осложнений после посещений надомных косметологов куда выше, чем при визите в профессиональную клинику.
Чаще всего пациенты сталкиваются с воспалениями, язвами, дефектами кожного покрова, аллергическими реакциями и даже некрозом – омертвением кожи. Достаточно высокая цена за попытку сэкономить.
Вместе с экспертами выясняем, как обезопасить себя и прийти на прием к профессионалу, ответственно относящемуся к здоровью пациента, и предлагаем вам ответы экспертов на многие важные вопросы.
К какому косметологу не стоит обращаться?
Есть ли «красные флажки», на которые надо обратить внимание?
Честно говоря, границы с «красными флажками» у каждого свои. Для меня главное – образование и клинический опыт специалиста. Одно без другого не работает никогда! Больше всего я боюсь «домашних» и «инстаграмных» косметологов.
В своей практике мы довольно часто видим прекрасные картинки в Сети, зачастую без спроса позаимствованные у других врачей, и совершенно непрофессиональные руки в реальности.
И я не понимаю пациентов, которые, рискуя своим же здоровьем, ходят к домашним косметологам. Такие визиты таят огромное количество рисков – это должно быть очевидно даже для человека, который только начинает разбираться в косметологии.
Во-первых, в любом случае пациент юридически не защищен никак. Во-вторых, проверить подлинность препаратов нет возможности. В-третьих, решить критическую ситуацию в пользу пациента нет шансов. А ведь безопасность в косметологии – самое важное!
Нет неудобных вопросов – что именно пациент может и должен спросить у врача-косметолога?
Пациент имеет право задать абсолютно любой интересующий его вопрос. Да, он может оказаться неожиданным для врача, ведь иногда пациента может насторожить даже то, что его вообще, кажется, не должно беспокоить.
И, наоборот, вещи, на которые стоит обратить внимание, условия, которые часто заботят пациентов, конкретного человека совсем не интересуют – и такое бывает.
Но для профессионала это не проблема. Высококвалифицированный специалист всегда почувствует волнение пациента, ответит на любой вопрос, не будет скрывать какую-то информацию, а важные моменты «подсветит» даже без дополнительного запроса.
Без подписания информированного согласия до начала процедур, обязательной фотофиксации до начала процедур, объяснения принципов работы тех или иных методик и обоснования выбора конкретных подходов никакие процедуры проводиться не могут, об этом нужно помнить.
Может ли недобросовестный специалист трудиться в клинике, которая работает абсолютно легально и придерживается всех стандартов? Как действовать пациенту в этом случае?
Скажу даже больше – бывают не просто недобросовестные косметологи, а целые недобросовестные клиники, которые, казалось бы, работают легально.
Даже если внешне все кажется вполне нормальным, но вы сомневаетесь в специалисте, стоит прислушаться к своей интуиции: чувствуете ли вы себя комфортно в этом месте, видите ли, что врач полностью открыт для вопросов?
Информация о наличии лицензии (с перечислением видов деятельности, которые разрешены в данной клинике), об образовании специалистов, о сертификатах на используемые препараты и изделия медицинского назначения должна быть в доступе, и именно знакомство с документами даст вам уверенность в том, что выбор сделан верно.
Сталкивались ли вы с «пациентским экстремизмом» в вашей практике?
«Пациентским экстремизмом» можно назвать даже просто плохое настроение у пациента – я серьезно! А вообще, я знаю ситуации, с которыми сейчас сталкивается буквально каждая клиника: все они связаны с подписанием документов.
Например, пациент подписывает все подряд не читая, а потом у него появляется масса претензий. Другой возможный сценарий – пациент вообще отказывается подписывать любые документы, хотя это его же защита, а мы не имеем права работать без подписанных бумаг.
Нередко после того, как администратор подробно рассказывает пациенту о том, что за документы нужно подписать, тот кивает и подписывает.
Но нам и, я уверена, специалистам других клиник очень бы хотелось, чтобы к документам относились внимательнее, поскольку это не прихоть клиники, а гарант долгосрочных и доверительных отношений с нашими пациентами, которыми мы очень дорожим. На наши вопросы отвечают:
&
Какие права есть у каждого пациента косметологической клиники?
Пациент имеет право ознакомиться с уровнем образования медработника, который будет оказывать ему медицинскую помощь, то есть он может в клинике запросить информацию о наличии медицинского образования, а именно – диплома о высшем медицинском образовании, интернатуры, ординатуры, дополнительного профессионального образования в виде профпереподготовки или повышения квалификации. Эта информация должна быть размещена в клинике по умолчанию, но также ее можно запросить на ресепшен. Пациент также имеет право знать стоимость услуг – прайс тоже должен быть в доступе. Кроме того, пациент может запросить регистрационные удостоверения на медизделия, которые используются для проведения косметических процедур.
Еще один важный момент – право пациента на медицинскую тайну, чтобы информация о факте обращения за медицинской помощью, об установленном диагнозе, оказанных услугах осталась известна только пациенту и медицинскому работнику.
Ключевое право пациента – право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Каждый пациент до того, как ему будут оказаны услуги, должен быть уведомлен о рисках, пользе, возможных неблагоприятных последствиях, предполагаемом результате медицинского вмешательства, которое ему предстоит. Врач должен рассказать об этом, а потом дать согласие на подпись. Обычно пациент подписывается под тем, что он все понял, у него была возможность задать все необходимые вопросы.
Все эти права регулируются нормативной базой. Это федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан», «О защите прав потребителей», постановление правительства о порядке предоставления платных медицинских услуг. Однако все эти документы не содержат ограничений и запретов, определяющих, на что у пациента прав нет.
Это значит, что все ограничения и запреты появляются из прав других лиц, которые с ним соприкасаются при оказании медуслуг. Например, врач имеет право на защиту чести и достоинства, то есть пациент не может общаться с ним грубо и неуважительно.
Права не безграничны: что именно клиент не вправе запросить или потребовать?
Нигде в законе не урегулирован вопрос о том, что пациенту обязаны предоставлять накладные, а потому показывать такие документы по требованию необязательно. Аналогично с документами об образовании – предоставить информацию о том, где и когда учился врач, клиники должны, а вот показывать копии документов не обязаны.
Получается, что требовать пациент в принципе может все что угодно, но если это не прописано законодательно, то решение о том, предоставлять документы или нет, остается за клиникой.
Правила приема – о чем нужно помнить. Какие обязательные этапы включает прием врача-косметолога, какие документы должны быть оформлены, существуют ли обязательные требования к разъяснению сути процедуры, использованию препаратов?
Как в целом происходит прием в клинике?
Пациент приходит, проходит на ресепшен, где подписывает в присутствии администратора договор об оказании платных медицинских услуг. Если в организации есть регистратура, то нужно подписать согласие на обработку персональных данных. Там же ему могут предложить подписать согласие на использование фотографий – решение о том, можно ли где-то размещать изображения, принимает пациент.
Затем пациент подписывает информированное добровольное согласие на конкретное вмешательство, которое будет проводиться, а также общее информированное добровольное согласие на перечень вмешательств. Все эти документы подписываются уже в кабинете врача в его присутствии – это подтверждает тот факт, что доктор все разъяснил, а у пациента была возможность задать все вопросы.
Эти этапы регулируются Федеральным законом № 323, согласно которому медицинский работник обязан все подробно объяснить, в том числе обговорить и ограничения на период реабилитации, например, ограничение социальной активности из-за того, что после процедур человек чисто внешне может выглядеть ненадлежащим образом и не сможет какое-то время вести свой обычный образ жизни.
Все используемые препараты и изделия должны иметь регистрационное удостоверение. Если мы говорим про ботулотоксин – это регистрационное удостоверение лекарственного препарата, его выдает Минздрав, если мы говорим про, например, филлеры, мезопрепараты, биоревитализанты – это медицинские изделия, на них должны быть регистрационные удостоверения Росздравнадзора.
Каковы обязанности пациентов, обращающихся в клинику эстетической медицины?
При обращении в клинику эстетической медицины пациент обязан оформить договор об оказании платных медуслуг, подписать согласие либо отказ от медицинского вмешательства, а также, например, приложение к договору с перечнем услуг, которые будут ему оказаны, и их стоимостью.
Обращаю внимание, что пациент также должен соблюдать рекомендации и назначения лечащего врача. Если он соблюдать их не будет, то и по закону медицинская организация не сможет нести ответственность за эффективность и результат проведенных процедур. Так прописано в законодательстве, но в реальности все будет сильно зависеть от того, возможно ли будет доказать, что он не соблюдал рекомендации.
Что стоит предпринять пациенту, если обязательные требования, о которых вы рассказали, не соблюдены?
Еще до визита в клинику, на этапе выбора, нужно проверить лицензию. Она должна быть размещена на сайте клиники, если ее нет там и нет в реестре лицензий, то от визита в организацию лучше воздержаться. Потом самому или с помощью администратора ресепшен надо проверить уровень образования медработника, который будет оказывать ему услуги.
Если вы видите, что договор не оформляется, вам предлагают расплатиться наличными, а чек не выдается, то можно обратиться, например, в Роспотребнадзор с жалобой.
В том случае, если вы считаете, что вам оказали некачественные услуги или ваши права не соблюдаются, то сперва есть смысл обратиться за разъяснениями в медорганизацию. Если ответ клиники вас не устраивает или он отсутствует вовсе, то можно жаловаться в надзорные органы (например, в Роспотребнадзор или Росздравнадзор) или даже идти в суд с иском. Последнее практикуется, если права пациента нарушены, например, некачественным лечением, причинен вред здоровью или моральный вред.