Синдром Саманты: почему женщин унижают и заставляют 9 месяцев ждать сумку Birkin
Обожаем момент из сериала «Секс в большом городе», когда Саманта Джонс пытается купить сумку Birkin в бутике Hermès.
Она, такая уверенная и успешная, уже протягивает руку за своей мечтой из красной кожи, но менеджер одергивает ее — ждать такое сокровище придется 5 лет. «Сумку?!» — негодует Саманта. «Это не сумка, — отвечают ей. — Это Birkin». И этим диалогом сказано всё: пиетет перед именем, брендом, атмосферой, уровнем достатка клиентов звучит в этом коротком и бесконечно желанном названии сумки-легенды.
Даже история создания культового аксессуара выглядит как маркетинговый миф. Рассказывали, что однажды гендиректор Hermès Жан-Луи Дюма летел в самолете рядом с Джейн Биркин. Они разговорились, и актриса пожаловалась, что никак не может найти вместительную и лаконичную кожаную сумку, которая одинаково хорошо выдерживала бы и перелеты, и походы по магазинам. На Дюма неожиданно нахлынуло вдохновение, он взял в руки гигиенический пакет, которые обычно выдают в самолете, и принялся делать эскизы. Выходя из аэропорта, он якобы уже знал, какую сумку следует выпустить и что назовет ее в честь Джейн.
Скажем честно: история сказочная и вряд ли на 100 процентов правдоподобная, но всё равно увлекательная. Мы никогда не узнаем, какой диалог произошел между Дюма и Биркин в первом классе — эта тайна доступна только им. На этой же концепции построена вся маркетинговая политика Hermès: заставить клиентов толпиться возле замочной скважины, чтобы подглядеть, что за секреты спрятаны за дверью. И этот легкий мандраж действует как серьезный стимул. Представь, каково осознавать, что ты, например, можешь купить Empire State Building, но не эту сумку — ну не унижение ли для женщины с большими связями и банковским счетом? Желание получить что-то недоступное зашкаливает, и спрос растет.
Чтобы изготовить одну Birkin, мастер работает около 48 часов. На обучение профессионалов уходит 5 лет, и только потом они приступают к сборке легендарных сумок, так что эксклюзивность в этом случае не просто слово. Есть и еще один подводный камень: не всегда клиент получает именно ту модель, которую хотел. Может быть, ему достанется синяя вместо красной модели — так бывает. Получается такой себе киндер-сюрприз. За полмиллиона рублей — это начальная цена сумок.
И из-за этого ареола таинственности, недоступности даже для тех, кто может позволить себе всё, Birkin и остаются такими популярными. Их ждут месяцами (обычно около 9 месяцев), а после покупки хранят как зеницу ока, так как это не просто одна из лучших инвестиций нашего времени, но и вещдок того, что ты имеешь пропуск в тайный мир Hermès.