«Потом решили, что уйдем с работы»: интервью с создателями модного бренда — о том, как можно круто изменить жизнь
Создать модный бренд в России — в целом задача не из простых. Пережить все кризисы, уход западных конкурентов и трансформацию рынка — еще сложнее. А быть при этом мужем и женой, которые одновременно управляют собственной маркой одежды — вообще, кажется, задача из серии непосильных. Но Максим и Диана Рябыкины, основатели и идейные вдохновители бренда Daisyknit, сознательно выбрали уровень hard — и выиграли!
С этой парой можно беседовать с утра до ночи и расспрашивать обо всем: о том, как на фоне резко возросшего числа российских марок одежды им удалось сохранить узнаваемость, о том, как устроен модный бизнес — и о том, как работать вместе, а потом идти домой снова быть вместе, не перегорая. Собственно, обо всем этом мы и заговорились с Дианой и Максимом — подключайся к нам!
-Диана, Daisyknit начался с тебя, верно? Как это произошло — ты ведь никогда не «болела» модой?
Диана: Я вообще не думала, что вдруг попаду в модную индустрию! С самого детства я мечтала стать бизнесменом — в каком-то роде я им в итоге и стала, ведь мы все-таки развиваем собственный бренд. Я окончила экономический факультет, затем магистратуру по направлению «Инновационная экономика», выигрывала гранты, ездила обучаться за границу и никогда не думала о моде.
-И как тогда попала в эту сферу?
Д: Вернувшись в Россию, в Томск, я поняла, что мне банально сложно найти для себя одежду. Да и в школьные годы я просто выматывала свою маму, которая ходила со мной по рынку и выслушивала, как мне ничего не нравилось.
После университета я осталась такой же привередой, поэтому начала заказывать одежду в ателье: покупала ткани в магазине и, видимо, насмотревшись на европейские бренды, выбирала какие-то минималистичные фасоны. Люди спрашивали, где я все это купила, я отвечала, что придумала сама, постепенно загружала первые работы в соцсети... Как-то так естественно и погрузилась в создание одежды.
-Ты сразу подумала, что это можно монетизировать?
Д: Нет, все начиналось как хобби, а первая прибыль ощущалась просто бонусом. В 2014-м я между делом изучила тему машинной вязки трикотажа, нашла единственное в Томске трикотажное ателье, и мы вместе разработали коллекцию. Выложила все в соцсети — покупатели, можно сказать, нашли меня сами. Наверное, как раз тогда я поняла, что это может перерасти во что-то большее: увидела своими глазами, что без рекламы и инфлюэнсеров девушки просто приходят, потому что им нравится.
-Но с основной работы пока не уходила?
Д: Вспомнить только, в то время я работала на деревообрабатывающем предприятии. По вечерам ездила в свой шоурум (19 кв. м.), который сняла вместе с подругой-визажистом. Делала примерки сама и постепенно развивалась – это была моя отдушина. Высшего образования в сфере моды у меня нет, но я закончила много курсов для стилистов и проходила обучение в Fashion factory school. Я изучала больше не моду и дизайн, а именно бизнес в сфере моды.
-А когда к проекту подключился Максим?
Д: Где-то год я занималась этим как хобби. Максим в это время работал руководителем финансового отдела на предприятии. Я очень устала и хотела бросить Daisyknit, потому что не могла совмещать с работой. Но Максим хотел уходить из найма, чтобы заниматься бизнесом, и увидел потенциал в моём хобби.
-Получается, Максим на старте смотрел на бренд с точки зрения управленца, верно? Вот ты вошел в индивидуальный бизнес — какие плюсы и минусы в нем сразу увидел?
Максим: Из плюсов ведения бизнеса в России могу отметить относительно лёгкий вход, неплохо развитые соцсети, инструменты для продвижения и достаточно сильный интерес российского потребителя к отечественным брендам. Это большой рынок, на котором хватает места всем появляющимся брендам: так что рано говорить о том, что индустрия в России переполнена. Еще очень много ниш, где нужны хорошие марки.
Из минусов — слабая производственная база, которая не позволяет достаточно быстро увеличивать объём производства. Дорогая логистика, потому наша страна очень большая, а ткани, в основном, импортные. И даже сейчас, когда модный рынок встает на рельсы «Сделаем все сами», мы все равно так или иначе зависим от импорта.
-Давайте вернемся к вопросу разделения труда. Как вы поделили между собой обязанности? Daisyknit стал полноценным брендом, когда вы уже поженились, верно?
Д: Да, мы уже были в браке, когда решили заняться Daisyknit как бизнес-проектом. Сначала мы всё делали вместе, но по мере роста компании разделили сферы ответственности. Я отвечала и отвечаю за творческую составляющую, а Максим организатор, финансист, поэтому отвечает за все бизнес-процессы. Такое решение помогает нам избегать конфликтов, хотя они всё равно иногда бывают. Я не помню серьёзных ссор из-за работы, мы как-то с этим уживаемся.
-Требуем от вас совет-лайфхак для пар, которые работают вместе! В чем секрет мирной семейно-рабочей жизни?
М: Какого-то особенного лайфхака у меня нет, но если я понимаю, что я не прав, то всегда признаю свою вину и извинюсь. А если я понимаю, что Диана не права, то я приведу ей аргументы. Несмотря на то, что она не всегда соглашается, дам паузу «на подумать», чтобы принять верное решение. Вообще остывать, а потом разговаривать — хорошая привычка.
-Есть же какие-то плюсы в том, чтобы работать в паре?
Д: Самый главный плюс — это стопроцентное доверие, помощь и поддержка, потому что партнёр — твой самый близкий человек. Это такой тандем женского творческого подхода и мужского системного. У нас общие цели, мы вместе развиваемся как личности. И частые совместные командировки в разные страны — это тоже, конечно, плюс. Считай, семейные поездки!
Из минусов: сложно не путать роли жена/муж, коллеги, партнёры по бизнесу, начальник/подчинённый. Так или иначе, все эти роли у нас есть, поэтому сложно отключаться от этого, приходя домой. Также бывает сложно наслаждаться беззаботной семейной жизнью, когда в бизнесе какие-то проблемы. Но с течением времени, с опытом ты учишься, как с этим жить и как выстраивать дома отношения муж/жена. Плюсов в любом случае гораздо больше, чем минусов (улыбается).
-Это даже звучит вдохновляюще: вы растете вместе как партнеры, ваш бизнес тоже развивается. Как вы изменились за время, что существует Daisyknit?
Д: Как минимум мы освоили за эти годы несколько новых профессий. Когда ты делаешь всё сам, ведёшь соцсети, работаешь в 1С, разгружаешь и упаковываешься посылки, обучаешься продажам, как стилист и продакт-менеджер составляешь ассортиментную матрицу, то это требует постоянного обучения. С ростом компании уже необходимо получать навыки управления, изучать психологию, потому что раньше такого опыта не было. Соответственно, ты сильно растёшь как личность.
-А сам бренд, как он изменился? Сейчас Daisyknit выглядит так, как вы с Максимом его задумывали в самом начале?
Д: Очень изменился! На данный момент бренд сильно отличается от того, каким мы его себе представляли в начале пути. Вообще тогда не было каких-то ожиданий, а сейчас у нас уже команда 200 человек в разных городах, несколько производственных площадок, клиентская база более сорока тысяч клиентов в России, а в июне открывается уже 9 магазин — в Москве он третий.
Самое забавное, что я не успела заметить, как это всё случилось. И классно, что за эти 8 лет у нас не изменился подход к бизнесу. Это всегда был проект не ради зарабатывания денег, нам хотелось создавать качественный продукт из натуральных тканей и предоставлять достойные условия труда. Было, конечно, очень нелегко, но все получилось (улыбается).
М: Если бы мы начинали путь бренда с самого начала, то я бы не совершил некоторых ошибок. Но каждый год — это опыт. Когда меняется команда, трансформируется бизнес и его философия. По прошествии всех лет я стал больше внимания уделять профессионализму, настрою и обучению своих сотрудников. Поэтому единственное, что я бы изменил — это моё отношение к команде, я бы больше в неё инвестировал уже на первых этапах развития бренда. Хорошо, что концепция «клиент на всю жизнь» у нас была с начала, этим я доволен.
-Кстати, давайте об этом поподробнее: чтобы поддерживать формат «клиент на всю жизнь», нужно представлять, хоть примерно, как будут выглядеть российские модницы через 5, 10 лет. У вас есть на это какой-то взгляд?
Д: Я активно путешествую последние 15 лет и скажу точно: русских девушек всегда видно. Но недавно я заметила, что раньше они отличались не в лучшую сторону. А сейчас я вижу стильных девушек и понимаю, что они русские — это очень радует!
В том числе это связано с развитием фэшн-индустрии в стране. Потому что у брендов тоже есть образовательная функция. Контент, который мы создаём, обучающий. Мы приглашаем стилистов, которые рассказывают о трендах, о том что с чем носить. Девушки за последние годы научились понимать себя и особенности своей фигуры. В любой форме можно выглядеть классно, если выбрать подходящую одежду. Также прослеживается тренд на принятие себя. Здорово, что из материальной потребности «закрыть наготу» фэшн-индустрия в России переросла во что-то большее.
-А что скажете о стритстайлерах? Обычно по фотографиям с Недель моды сразу видно, где проходит фэшн-вик, у модных девушек и парней есть какой-то почерк, узнаваемые «национальные» фишки. Глядя со стороны, что скажете: есть ли этот почерк у наших фэшэниста?
Д: Честно, не считаю себя модным экспертом, но мне кажется, что московский стритстайл ещё не сформировался. Москва настолько огромный город-космополит, что в нём можно встретить и элегантную парижанку, так и слегка растрёпанную датчанку в монохромном образе. Но, если сравнивать стиль девушек в Москве и в регионах, то столица пока на шаг впереди.
Хотя за последние несколько лет с развитием социальных сетей ситуация начала меняться. Мы это видим и по нашим клиентам. Когда несколько лет назад мы пытались вводить в ассортимент какие-то более минималистичные изделия в актуальных оттенках, то поначалу они плохо продавались. Однако со временем всё больше и больше людей определяются со своим стилем, девушки в регионах стали более модными — приятно осознавать, что в этом большом прорыве есть хоть и не огромная, но ощутимая заслуга Daisyknit-girls.
: