Мондриан: как один художник влиял на моду целое столетие и делает это до сих пор

Yves Saint Laurent, Hermes, Prada и многие другие на протяжение последних ста лет цитируют одного и того же художника – гения неопластицизма Пита Мондриана. В частности, его картину «Композиция в красном, жёлтом, синем и красном», написанную в 1921 году. Как получилось, что одно творение абстракционизма изменило модную культуру и даже породило новую для отрасли стилистику – колорблок.
Композиция в красном, жёлтом, синем и красном, 1921
Композиция в красном, жёлтом, синем и красном, 1921
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Простая по композиции и цветам, но с оригинальной архитектурой рисунка, эта картина голландского художника Мондриана сегодня чаще встречается не как отдельное произведение искусства, а как паттерн, который дизайнеры и модные дома используют в своих коллекциях. Взгляните хотя бы то, как Мондриана цитирует Hermès: те же цвета, геометрия – причем не только в коллекции, но и в декорациях, где проходил показ.

Hermès осень-зима 2020/21
Hermès осень-зима 2020/21
Hermès осень-зима 2020/21
Hermès осень-зима 2020/21

Дом Hermès, к слову, не первый раз обращается к творчеству художника: можно сказать, эти цветные квадраты чуть ли не часть ДНК бренда. Все потому, что еще в 1930-е годы Лола Прусак, дизайнер дома Hermès в то время, активно использовала картины Мондриана для своих работ: коллекция сумок и чемоданов, выполненная в технике неопластицизма, имела ошеломительный успех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Платье «Мондриан»
Платье «Мондриан»

Однако не такой ошеломительный, какой он был у легенды моды Ив Сен-Лорана. Первые коллекции под его именем не пользовались популярностью – вещи смотрелись слишком консервативно, скучно и не отвечали требованиям современной моды. В тренде был футуризм, космос и всё, что с ним связано. Сен-Лоран решился полностью перекроить свой бренд, но долго не мог найти вдохновение. Проблему решила книга с работами художника. Он решил поместить красочный и простой рисунок на еще более простом дизайне – платье прямого кроя без воротника.

Скетчи Ив Сен-Лорана, 1965, Музей Ив Сен-Лорана в Париже
Скетчи Ив Сен-Лорана, 1965, Музей Ив Сен-Лорана в Париже
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как любой творческий человек, Ив переживал из-за каждой детали, даже из-за того, что швеи могут воспринять такой простой дизайн как оскорбление – коллекция же кутюрная. Так по крайней мере утверждалось в документальном фильме «Ив Сен-Лоран: последнее дефиле» (2013) журналиста Лоика Прижана. Платье было сделано из нескольких лоскутков, однако стыки можно было заметить только при внимательном рассмотрении – настолько деликатна была работа ателье дизайнера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Показ коллекции в Нью-Йорке. Осень-зима 1965/66
Показ коллекции в Нью-Йорке. Осень-зима 1965/66
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге в коллекцию осень-зима – 1965/66 вошло шесть нарядов, напоминающих творчество Мондриана. Результат работы моментально поддержал журнал Vogue, поставив модель в этом платье на обложку. Этот сезон в целом стал для дизайнера самым успешным: рисунок и наряды копировали абсолютно все, так что вещи стали доступны повсеместно. Сегодня эти платья стоят в музее Ив Сен-Лорана в Париже.

Vogue, 1965
Vogue, 1965
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня Мондриана цитируют практически все модные дома: Celine, Dior, Prada, Chanel и другие. Дань Мондриану отдают не только через характерные цветовые блоки, но и через использование тех же тонов, геометрии и противопоставлению цвета. Те, кто далек от искусства, вспоминают другое название – колорблокинг. Сочетания противоположных или комплиментарных цветов в одном образе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Chanel, весна-лето 2013
Chanel, весна-лето 2013
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Christopher Kane
Christopher Kane
Prada, осень-зима 2011/12
Prada, осень-зима 2011/12

Фото: Getty images, East news