Модные итоги года
Модель года: Кендалл Дженнер
В начале года об этой девушке знали только поклонники «Светской жизни семейства Кардашьян», зато сейчас о ней не говорит только ленивый. 19-летняя Кендалл взлетела на модный небосклон благодаря Карлу Лагерфельду: в 2014 году она принимала участие в показах Chanel четыре раза, включая грандиозное шоу Métiers d'Art в Зальцбурге. Кажется, Кендалл не зря называют новой любимицей Лагерфельда и Каре Делевинь стоит всерьез задуматься. В новом году Дженнер примет участие в свежей рекламной кампании Chanel, где ее партнерами станут Саша Лусс и Батист Джиабикони. Плюс, добавляем в модную копилку Кендалл контракт с косметическим брендом Estée Lauder и несколько обложек, среди которых Love, Teen Vogue, Marie Claire и сразу три обложки декабрьского номера Dazed, назвавшего ее «лицом моды».
Показ года: акция протеста Chanel
Неискушенный посетитель Недель моды мог сразу и не понять, куда он попал, увидев декорации весенне-летнего показа Chanel. Карл Лагерфельд часто говорит, что мода – это шутка (вспомним «супермаркет Chanel» или его любимицу Шупетт в люксовых кампаниях), и в этот раз шутка достигла своего апогея. Модели под предводительством Кары Делевинь с мегафоном в руках вышли на демонстрацию, размахивая плакатами. Они прошагали по импровизированному бульвару Chanel No.5, заявляя: «Твид лучше, чем твиттер», «Мы за гендерное равенство», «Мода - это не война», и исчезли за кулисами. Изумленная публика принялась постить фотографии в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), подтверждая, что подиум еще не видел ничего подобного.
Возвращение года: Джон Гальяно
Опальный дизайнер вынужден был расстаться с модой в 2011 году, когда его уволили из Dior и John Galliano за появление в одном из парижских баров в пьяном виде и антисемитские высказывания. В 2014-м состоялось громкое возвращение – Джон стал креативным директором одной из самых загадочных на сегодняшний день марок Maison Martin Margiela. Не менее громким стало его появление на премии BFA 2014, где он вручил награду Анне Винтур (принявшей ее, кстати, в винтажном платье Galliano – это ли не настоящая дружеская поддержка?) Представители бренда рассказали журналистам, что назначение Гальяно в MMM одобрил сам Мартин Марджела, а мы не можем дождаться января и Недели моды в Париже, чтобы «одобрить» его первую после перерыва кутюрную коллекцию.
Потеря года: Оскар де ла Рента
20 октября 2014 года ушел из жизни американский дизайнер Оскар де ла Рента, подаривший миру моды столько прекрасных моментов, что все и не перечислишь. Оскару было 82, а причиной его смерти стала раковая опухоль, с которой дизайнер боролся с 2006 года. За неделю до этого пост креативного директора Oscar de la Renta занял Питер Коппинг (покинувший Nina Ricci), которому по счастливой случайности удалось получить личное одобрение маэстро. Одной из последних персональных работ Оскара де ла Рента стало свадебное платье Амаль Аламуддин, жены Джорджа Клуни. А последняя коллекция Oscar de la Renta, созданная по эскизам основателя модного Дома, была презентована в начале декабря.
Обложка года: Ким Кардашьян и Канье Уэст для Vogue
Ким и Канье, без сомнения, являются самой обсуждаемой парой. Но кто мог предположить, что именно их фотография, сопровождаемая хэштегом #mostworldtalkedaboutcouple, появится на обложке американского Vogue. Это была победа Ким, сделавшей шаг в настоящую высокую моду из бульварной прессы. Был ли это проигрыш Анны Винтур, которую тут же принялись обвинять в погоне за массовостью, и вообще намекать на то, что она «уже не та» – вопрос спорный. Полумиллионный тираж вряд ли может считаться просчетом со стороны железной Анны, так что с нашей точки зрения, все было тщательно спланировано – и все получилось.
Бренд года: Atelier Versace
В этом году в мире моды произошло очевидно большое событие – «битва свадеб». Казалось бы, кто может соперничать с «вечным холостяком» Джорджем Клуни, поклонницы которого уже счастливо потирали руки в надежде, что их кумир никогда не наденет кольцо на палец? Только лучший друг Клуни Брэд Питт, чьей свадьбы с Анджелиной Джоли ждал, без преувеличения, весь мир. Платье для самой главной невесты года было создано в Atelier Versace, причем дизайнер Луиджи Масси украсил его рисунками детей Брэда и Анджелины. Этот факт сделал платье по-настоящему эксклюзивным и еще раз доказал, что Джоли не только прекрасная актриса, но и замечательная мать.
Модная икона: Рианна
Единственная девушка, которая может составить конкуренцию Кэти Перрри в вопросах нестандартного цвета волос, в этом году получила титул «Модной иконы» на премии CFDA. Наряды Рианны вряд ли вообще можно назвать скромными, но в этот раз ей удалось обойти саму себя, выбрав абсолютно прозрачное платье Адама Сэлмана, украшенное 216 тысячами кристаллов Swarovski. «Кристальная» шапочка на голове и манто, которым певица время от времени прикрывала самые пикантные места, лишь усилили произведенное на гостей вечера (а затем и на поклонников) впечатление. Как известно, смелость города берет. А в данном случае – и почетное место в нашем рейтинге.
Дебют года: Джереми Скотт для Moschino
Творчество Джереми Скотта всегда было поводом для модных дискуссий, но с тех пор, как он занял должность креативного директора Moschino (заменив Росселлу Жардини), эти дискуссии приобрели глобальный масштаб. В феврале дизайнер представил свою McDonalds-коллекцию, и интернет буквально взорвался: каждый считал нужным обвинить Скотта в отсутствии вкуса, и лишь немногие находили это решение интересным. Но когда первоначальный шок прошел, вещи с изображением картошки фри стали занимать все больше места в streetstyle-хрониках. И пусть дебютная коллекция Николя Жескьера, занявшего место Марка Джейкобса в Louis Vuitton, оказалась не менее обсуждаемой, мы голосуем за экспериментатора.
Лебединая песня: Жан-Поль Готье выпустил последнюю коллекцию ready-to-wear
В середине сентября дизайнер объявил, что прекращает выпуск мужской и женской линеек ready-to-wear. Многие поклонники бренда Jean Paul Gaultier восприняли эту новость как глобальное прощание с миром моды, и уже собрались было расстраиваться – но Жан-Поль их успокоил. Оказалось, что он всего лишь намерен сосредоточиться на производстве одежды haute couture, парфюмерии, аксессуаров и выпуске новых коллабораций, на которые раньше не хватало времени. Добровольно выбыв из «гонки дизайнеров», Готье действительно сдержал слово – и вот уже второй раз сотрудничает с производителем рюкзаков Eastpak. Кстати, последнее ready-to-wear шоу Jean Paul Gaultier запомнилось зрителям не только ярким показом весенне-летней коллекции в парижском кинотеатре Grand Rex, но и выборами «Мисс Jean Paul Gaultier» с вручением особых ленточек.
Коллаборация года: Alexander Wang для H&M
Сотрудничество шведской масс-маркет марки с известными брендами неизменно радует и вдохновляет: Karl Lagerfeld и Stella McCartney, Roberto Cavalli и Maison Martin Margiela, Lanvin и Versace – кто дальше? В этом году в магазинах H&M по всему миру с нетерпением ждали итогов коллаборации с Александром Вангом. Спортивная линейка Alexander Wang x H&M была раскуплена в первые часы продаж. Этому способствовала активная рекламная кампания и ролик, в котором Наташа Поли, Изабели Фонтана, Ракель Циммерман и Джоан Смоллс превращаются в супердевушек. Проверить чудесные свойства объемных пальто, толстовок, леггинсов и кроп-топов, как оказалось, хотели очень многие.
Фотограф года: Стивен Мейзел
18 ноября 2014 года в Милане представили календарь Pirelli на 2015 год. Автором сексуальных снимков, главными героинями которых стали Наталья Водянова, Адриана Лима, Ракель Циммерманн, Саша Лусс, Джиджи Хадид и другие популярные модели, выступил американец Стивен Мейзел. Съемки ежегодника Pirelli автоматически поднимают статус фотографа, работающего над ним, но в случае с Мейзелом они стали лишь подтверждением гениальности классика модной фотографии. Стивен с детства знал, что хочет связать свою жизнь с модой, работал иллюстратором в WWD, снимал для модельного агентства Elite, где его случайно заметили редакторы журнала Seventeen. Так для Мейзела открылись двери в мир модной индустрии: с 1988 года он регулярно снимает для Vogue, а Pirelli, мы уверены, лишь ступень на пути к дальнейшим достижениям.
Аксессуар года: шляпа Фаррелла Уильямса
Звание самого обсуждаемого аксессуара года присуждается головному убору Фаррелла Уильямса, в котором он впервые появился на церемонии вручения премии Grammy 2014 в Лос-Анджелесе. Огромную Mountain Hat кофейного цвета для Фаррелла сделала знаменитая британская хулиганка Вивьен Вествуд, автором же идеи называют Малкольма Макларена, друга Вивьен и менеджера Sex Pistols. В коллекции Vivienne Westwood забавная шляпа появилась еще в 1982 году (коричневые комплекты и головные уборы носили гордое название «Ностальгия по грязи»), но в 2014 Вивьен переосмыслила ее специально для певца. В феврале 2014 года Фаррелл, кстати, выставил ее на благотворительный аукцион. Имя счастливого владельца остается тайной, зато нам точно известно, что в коллекции Уильямса осталась аналогичная модель красного цвета.
Трагедия года: самоубийство Лорен Скотт
17 марта 2014 года модель и дизайнер Лорен Бамбро (творческий псевдоним – L'Wren Scott) отправила смс-сообщение своей ассистентке с просьбой приехать. Добравшись до квартиры, ассистентка обнаружила Лорен повешенной на дверной ручке, и тут же вызвала службу спасения. В числе возможных причин трагедии называют депрессию, финансовые трудности (официальная версия) и размолвку с бойфрендом Миком Джеггером, с которым Лорен состояла в отношениях с 2001 года. В любом случае, смерть L'Wren Scott потрясла многих деятелей моды, но, пожалуй, больше прочих – Джорджию Мэй Джаггер, с которой та была очень дружна. В числе поклонниц марки L'Wren Scott числились Анджелина Джоли, Николь Кидман и Сара Джессика Паркер.
Выставка года: Dries Van Noten в Париже
Дрис Ван Нотен известен как один из членов «антверпенской шестерки» – бельгийских дизайнеров, превративших Антверпен в столицу авангардной моды в 1980-х годах. В 2014-м Ван Нотен открыл выставку Inspiration в парижском Музее декоративного искусства. Здесь до конца августа можно было увидеть ретроспективу работ дизайнера, но он заострил свое внимание не на этом. Большую часть выставки составляли предметы, вдохновлявшие Дриса на создание тех или иных произведений: так что картины Фрэнсиса Бэкона, бархатные накидки XIX века с цветочными принтами (их мы могли видеть в мужской коллекции сезона весна-лето 2014), музыкальные произведения и фотографии стали органичной частью модного целого.
Праздник года: 20-летие VOICE в России
Масштабное празднование под девизом «Think red, be VOICE» началось с онлайн-приглашения главного редактора VOICE Russia Полины Сохрановой, и состоялось сразу в четырех городах. 19 июля читательницы зажигали в Новосибирске, 26 июля шли на зов красного в Екатеринбурге, 9 августа делились яркими эмоциями в Санкт-Петербурге, а 13 сентября устроили вечеринку на свежем воздухе в Москве, которую парк «Музеон» запомнит надолго. Море подарков, мастер-классов, конкурсов и фантастических девушек – вот необходимые и достаточные составляющие главного праздника года. А если добавить сюда коллекционный красный номер VOICE, то в этой номинации не останется даже потенциальных конкурентов. С чем мы себя и поздравляем.
Цвет года: «сияющая орхидея»
Компания Pantone, главные специалисты в вопросах цвета и цветовой коммуникации, в 2014 году завещали нам обратить пристальное внимание на цвет Radiant Orchid («Сияющая орхидея»). Так чистый лиловый оттенок появился в весенне-летних подиумных коллекциях Max Mara, Gucci, Marc Jacobs, Missoni. Осенью цветовой тренд перехватили Diane von Furstenberg и Altuzarra, как бы намекая, что орхидее покорны все сезоны. В итоге ни одна настоящая модница не могла в этом году обойтись без базовой вещи или стильного аксессуара заданного оттенка.
Тренд года: нормкор
Среди прочих итогов 2014 года Google назвал главный модный тренд, которым, исходя из поисковых запросов, стал нормкор. В компании предположили, что причиной лидерства нормкора мог стать тот факт, что когда слово стало популярными среди трендсеттеров, обычные люди даже не представляли, что это такое – и потому массово отправились «гуглить». Как бы там ни было на самом деле, а спорить с тем, что нормкор в этом году стал трендом, мы бы не стали. Образованный от слияния слов normal (обычный) и core (ядро), термин означает стиль жизни и образ мыслей, при котором человек стремится не выделиться из толпы, а, напротив, выглядеть максимально «нормально», чтобы слиться с ней. В моде нормкор означает простоту цветов и универсальность силуэтов, и не имеет ничего общего со словом «скучный». Ведь иногда так здорово отдохнуть от яркости и суеты, чтобы вернуться в мир эпатажа с новыми силами. Возможно, именно это нам и готовит 2015-й.