«Цены вырастут в 2 раза»: что будет с российской модой — откровения брендов
После того как из торговых центров исчезли знакомые и любимые магазины, мы пережили все типы эмоций, описанные психологами, — от шока до принятия.
Принятие как раз сподвигло нас задуматься, как обойтись без шопинга в привычных локациях и на какие российские бренды стоит обратить внимание уже сейчас. Почему мы говорим «уже сейчас»? Дело в том, что после волны ажиотажа на сахар и средства личной гигиены похожая реакция постигла отечественную моду. Получается, наши бренды волею судьбы становятся почти монополистами, а значит, могут задавать цену, то есть повысить ее. С другой стороны, поддерживать массовое производство (а население России – 144 миллиона) трудно — как резко перестроиться на такое количество покупателей?
В общем, вокруг будущего российской моды возникло огромное количество слухов, и пора в них разобраться. Мы поговорили с основателями отечественных брендов, чтобы узнать об их планах, страхах и надеждах.
OLOLOL
Алина Лаврентьева, маркетинг-директор бренда OLOLOL
Сейчас спрос на отечественных производителей вырос. Мы наблюдаем за покупательской способностью и средний чек сейчас то резко падает, то снова растёт. Здоровая конкуренция — это и сложно, и одновременно интересно. Конечно у западных марок было несколько преимуществ — история и бренд, которые строились годами, «статусность». Но российские производители и бренды давно научились производить одежду высочайшего качества. Думаем, что люди в России будут больше покупать местные бренды, рынок будет заполняться новыми марками, начнут появляться новые поставщики тканей взамен итальянским.
Мы закупали ткани в Италии, Китае , Турции. Сейчас мы стараемся оптимизировать процесс производства, находим новые фабрики, снижаем расходы на закупки. Но иностранные поставки все ещё продолжаются и у нас есть большой запас качественных тканей для следующих коллекций. Мы уже подняли цены на некоторые позиции. Цены на ткани и фурнитуру выросли, и нам пришлось адаптироваться чтобы сделать заказ для следующей коллекции, не уронив премиальное качество.
Masterpeace
Евгения Линович, основательница и дизайнер бренда Masterpeace
Для меня как для предпринимателя – это отличные изменения, можно занять какие-то ниши, в которых раньше нам делать было нечего. Мы почти не пересекались с ушедшими марками, наша аудитория находилась вне масс-маркета. Как изменится российский рынок? Я думаю, большие сетевые бренды сделают рывок, а что касается люкса и бизнес-класса, то здесь могут быть сложности. Российской ткани в стране нет, мы работали с европейцами. Сами понимаете, что ткань в связи с транспортными расходами в объезд и с курсом сильно подорожает. Цены вырастут на самую дешевую одежду в два раза. А на люкс ещё больше, либо люкс должен будет снизить маржинальность.
Мы не меняем цены, пока у нас есть склад, а если будем поднимать, то незначительно. Ткани пробуем турецкие, но от европейских поставок не отказываемся. Будем ли расширяться на Запад? Мы работали с большим количеством ведущих департамент-сторов, пока наше экспортное будущее туманно. Попробуем идти на Восток.
FASHION REBELS
Валентина Муховикова, создательница бренда FASHION REBELS
Уход именитых знаковых марок с рынка в первую очередь оказал негативное влияние на настроения в обществе. И оно проявляется не только в невозможности купить, а в доверии – доверии людей к фэшен-индустрии. Мне не хочется, чтобы российские бренды покупали только из-за отсутствия иной возможности, но нынешнее время – прекрасная возможность примерить на себя – в прямом и переносном смысле – российские марки, понять, что они могут вдохновлять. Конечно, мы чувствуем сложности: индустрия российской моды до сих пор, к сожалению, совсем на ранних стадиях развития. Многие воспринимают российские бренды как что-то, догоняющее западные марки, наверное, это сложилось исторически.
Мы зависим от закупок за рубежом, и в полном объёме. Ткани, фурнитуру закупали в Италии. У нас большие складские запасы, но они рано или поздно закончатся. Сейчас мы изучаем альтернативные рынки. Есть шанс, что ситуация даст импульс развитию своего производства, но для этого нужны смелость и терпение.
Мы долго думали, анализировали и решили, что останемся в своём ценовом сегменте. Мы расширим наш модельный ряд современными базовыми вещами, в которых чувствуется потребность, и за счет этого сохраним цены на одежду в будущих коллекциях. На то, что уже в продаже, поднимать цены мы не станем. Планировали выйти на международный рынок в этом году. Сейчас мы взяли паузу. Нам нужно сохранить, что создавалось с таким трудом, о расширении мы подумаем позже.
Cocoshnick Headdress
Ольга Рузакова, основательница бренда Cocoshnick Headdress
Сложно дать однозначный ответ на вопрос, позитивно или негативно повлиял на нас уход западных марок. Но сейчас у людей появится возможность лучше изучить российские бренды, и не зря, ведь они у нас достойные. Для нашего бренда скорее позитивное влияние – за счет уменьшения конкуренции на рынке в данный момент. У нас не было сложностей из-за того, что рынок был занят западными марками. Скорее это объясняется тем, что бренд успел себя зарекомендовать за 7 лет существования и подкрепить репутацию качеством изделий. А также ниша — головные уборы — очень трудоёмкая. Но мы зависели от иностранных поставок, так как в наших головных уборах мы используем итальянскую фурнитуру, репс, кожу.
Пока мы пытаемся сохранить прежний уровень цен, сейчас нужно быть гибким, быстро реагировать. Планы на выход в международное поле остается, как и работа внутри России.
TO BE BLOSSOM
Марина Завгородняя, основательница бренда TO BE BLOSSOM
Сложившаяся ситуация неоднозначна, есть в ней плюсы и минусы. Из последних на ум приходит закрытие некоторых социальных сетей, которые мы активно использовали для продвижения бренда и коммуникации с клиентами. В этом направлении предстоит большая работа по изучению и проработке новых площадок, долгосрочная и кропотливая. Плюсом можно считать возможность привлечения новой аудитории, которая с уходом иностранных брендов направила внимание в сторону российских марок: это наш шанс зацепить потенциальных клиентов, вовлечь в нашу философию. К сожалению, как и многие, мы столкнулись с проблемой удорожания сырья, стоимости производственного процесса и логистики из-за рубежа. Одна из самых вероятных перспектив нашего развития – перенос максимального объёма производства в Россию.
Критичных проблем с логистикой нет, сложности связаны в основном с повышением цен на транспортировку материалов. Сейчас мы стараемся делать всё возможное, чтобы удержать цены на прежнем уровне, но повышение неизбежно, ведь большинство расчетов производятся в валюте, а курс значительно вырос – это от нас, увы, не зависит. Но мы не останавливаемся, стремимся к развитию и росту. Будем использовать кризисную ситуацию как новую возможность.
SELA
Будем честны, санкции внесли изменения в отлаженный процесс создания коллекций. Сейчас наша команда оперативно ищет возможности для разрешения сложившейся ситуации. Несмотря ни на что, мы делали и будем делать всё возможное, чтобы создать наши коллекции и доставить в магазины. Стоимость вещей складывается из многих факторов: логистика, закупка тканей, фурнитуры и многое другое.
В Sela непрерывный цикл производства, и прямо сейчас мы должны закупать материалы для создания последующих коллекций, стоимость которых также увеличилась. Мы были вынуждены отреагировать на сложившуюся ситуацию и повысить цены, но всеми силами удерживаем рост на уровне 20–24%.
8FRIDAYS
Шана Кесарева, основательница бренда 8FRIDAYS
Пока что прошло слишком мало времени, чтобы сделать выводы и четко проанализировать ситуацию. Наш бренд никогда не чувствовал давления со стороны западных марок, мы жили в реальности, где они были. Еще год назад предположение о том, что в России не останется иностранных марок, звучало бы нереалистично, поэтому мы никогда не рассматривали бизнес с точки зрения, что нам кто-то мешает. Мы выпускали свои коллекции, не вдохновлялись зарубежными, не смотрели стритстайл с Недель моды. Да, продаж стало меньше, но я это связываю с тем, что приходится перестраивать рекламу из запрещенных соцсетей на другие площадки.
Что касается повышения цен — наши поставщики находятся в Италии, Китае, Индонезии... Мы зависим от поставщиков, а они повысили цены, кто-то на 50%, кто-то на 100%. Мы всеми силами сдерживаем рост цен, и какие-то подорожания наших базовых элементов зависят от того, что в них использована другая ткань или подход, и только от этого. Лимитированные коллекции, конечно, тоже дороже, так всегда с маленькими партиями. Нам не хочется повышать цены из-за того, что поставщики наглеют, надеюсь, у нас это получится.
Фото: Соцсети