Жизнь по журналу: о чем писали женские издания сто лет назад

Поваренные книги, энциклопедии по домоводству и рукописные тетради, доставшиеся в наследство от мамы и бабушки, — кладезь премудростей для начинающих хозяек и «домових» со стажем. В начале XX века в одном ряду с этими «источниками бытовых хитростей» стояли, как ни странно, и женские журналы. Корреспондент «МОСГОРТУРа» Наталья Катерова пролистала номера «Журнала для хозяекъ» и узнала, о чем писали женские журналы прошлого века, какие советы давали и какая знатная особа помогала читательницам решать личные проблемы.

«Журналъ для хозяекъ», выходивший в начале XX века, был одним из самых популярных дореволюционных изданий для женщин. Семейный двухнедельный журнал негласно делился на две части. В первую входили «практические» отделы со статьями по вопросам домашней жизни и хозяйства, воспитания детей, медицины и гигиены, питания, моды и рукоделия. Вторая часть являла собой «женскую жизнь», наполненную рассказами, фельетонами и стихотворениями, а также материалами про семью, материнство и положение женщины в обществе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поварихам на заметку

На страничке с рецептами на все случаи жизни апельсиновое мороженое и коржики с молоком соседствовали с постными варениками, кашей и малоросским борщом. В каждом номере для кулинарного отдела выбирался главный продукт — грибы, птица, капуста или яблоки, который был почти во всех рецептах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подбирались лакомства и к различным праздникам, декабрьский номер 1916 года не стал исключением. В нем для хозяек с любым уровнем кулинарного мастерства разместили рецепты блюд для рождественского стола, начиная с бульона и котлет и заканчивая кремом и суфле. «Соте из остатков жареной телятины или говядины», «драчёна с копченым бочком», «сыр из зайца», «воздушный пирог из сушеных плодов», но главным героем кулинарного раздела стала индейка. Пудинг, рагу, заливное и даже майонез — везде птица «выступила» основным ингредиентом. Такую любовь к индейке автор кулинарного отдела объяснил просто: несмотря на выросшие перед праздником цены на продукты, «мы несколько откупимся от наших скромных вегетарианских меню, помещавшихся в последнее время в журнале, и дадим кушанья, наиболее подходящие к праздничному времени, стараясь по возможности соблюсти в них некоторую экономию».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все о моде и не только

Что надевают парижанки, в какой шляпке выйти в свет и какого цвета обувь носить летом — на эти вопросы отвечал «Модный отделъ». Читательницам давали актуальные советы по «одежным и обувным тенденциям», рассказывали новости с французских подиумов и объясняли, как сочетать, казалось бы, несочетаемые вещи. Кроме текстовых материалов этот раздел содержал много иллюстраций для наглядной демонстрации эталонов красоты. Особенность раздела заключалась в том, что тенденции не навязывались — отступать от «нетрендовых» вещей не требовалось: «Надо помнить, что покрой юбки должен дать фигуре модный силуэт, а не делать ее карикатурой... Узкая юбка при хорошей фигуре действительно очаровательна, но и широкая может быть не менее грациозна... Нельзя также не признать, что широкая юбка практичнее и удобнее. Узкая юбка скорей теряет фасон и изнашивается, а вспомните, с каким трудом было сопряжено, например, усаживание в высокий экипаж или как трудно перешагнуть даже небольшую канавку!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авторы старались сохранить объективность и призывали женщин не подражать новым веяниям, порой позволяя себе и немного посмеяться над теми, кто слепо следует моде. «Советовать, рекомендовать вообще куда легче, чем самой первой выполнить и надеть на себя всякую "новинку", так что иногда, кажется, советы даются не без задней мысли: "Посмотрим, если будет хорошо, то и мы наденем"... Пожелаем, чтобы мода будущего года позаботилась не только о дамах, ищущих "новых впечатлений" от "ошейников" или причесок, требующих каркасных сооружений, но и о тех женщинах-труженицах, которые, исполняя мужской труд, хотят остаться такими же привлекательными, интересными, какими их создала природа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Различные выкройки и их описание печатали в отделе «Руководство по кройке и шитью». Корсеты, накидки, мужские кальсоны, правила снятия мерок — здесь размещалась необходимая информация для создания одежды собственными руками. Отдел «Рукоделие» был постоянным соседом кройки и шитья и предлагал читательницам то освоить выжигание по дереву, сделав красивый деревянный поднос для кухни, то вышить на белом бархатном полотне хризантемы или кавказский узор на ковре, а то и смастерить игрушку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беседы с маркизой и непростая женская жизнь

После практической части журнала шло чтение для души. «Женская жизнь» — так назывался большой раздел издания для хозяек, где бытовые советы уступали место переживаниям и эмоциям. Повести и рассказы о любви, размышления о праве женщины хотеть или не хотеть ребенка, истории о «рабынях прилавка и гроссбуха» — красивых, но одиноких девушках, вынужденных работать, – темы публикаций не ограничивались ничем, кроме одного: речь всегда шла о женщинах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ответы на свои вопросы читательницы получали весьма оригинальным способом — с ними разговаривала анонимная колумнистка, называющая себя маркизой. «Беседы игрушечной маркизы» были постоянным разделом, куда женщины обращались за советом и помощью. Настоящие имена не назывались, публиковались лишь «псевдонимы» читательниц — Несчастная, Старая обожательница, Счастливая, но недовольная, Лопух, Одинокая красавица. Каждой отвечала игрушечная маркиза, порой не щадя чувств и не обращая внимания на возраст.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я совершенно не вижу, почему вам чувствовать себя такой несчастной. У вас просто слишком много еще почти детской застенчивости и мало уверенности в себе. Зачем чувствовать себя такой приниженной в том обществе, которое, как вы пишите, стоит выше вас по развитию и образованию? Вы еще слишком молоды, чтобы только бесплодно плакать над загубленной жизнью. Я бы на вашем месте занялась самообразованием и саморазвитием...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Побойтесь вы Бога, неразумное дитя. Чего вы хотите от жизни? Уже три года как вы счастливы взаимной любовью, и любовь эта не угасает, а еще сильней разгорается. Его семья тоже любит вас. Но вы — гражданская жена, и это гнетет вас. Он не может получить развода. Зачем он вам? Вы создали действительно свободный союз двух любящих людей, каким и должен быть истинный брак. Берегите то счастье, которым владеете...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После душевных бесед с маркизой шли более формальные ответы издания, помещенные в раздел «Почтовый ящикъ». Специалисты по юриспруденции, медицине, семейным отношениям помогали женщинам решать возникшие проблемы. «Почтовый ящикъ» был своеобразным консультирующим органом широкого профиля.

«Страдалице. Проведите курс впрыскивания мышьяка в размере 40 сеансов». «Погибающей молодости. Слабость, которой вы страдаете, очень распространена среди молодежи; с выходом замуж, в особенности по любви, вы можете совершенно излечится от этого порока. Если это состояние продолжается очень долго, то может отразиться угнетающим образом на нервной и мозговой системах; делайте по утрам обливание всего тела водой, начиная с 27° R и дойдя до 18° R».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иногда после «Почтового ящика» следовал «Косметический отдел». Здесь публиковались цены на последние новинки парфюмерии и косметики, а иногда и информация о различных средствах.

«Крем де Жёнес Гренье рекомендуется при уходе зa КРАСОТОЮ ЭЛЕГАНТНЫХ ФОРМ ЖАННА ГРЕНЬЕ». «ЧИСТОЕ ЛИЦО! Чтобы иметь всегда чистое лицо с мягкой, нежной кожей, предлагается, в особенности особам с веснушками, достаточно уже известный прохлаждающий крем "САН-РИВАЛЬ"».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рекламные объявления швейных машин, акушерских школ, медицинских лабораторий и всевозможных курсов по рукоделию завершали каждый номер. «Журналъ для хозяекъ» заботился о том, чтобы женщины пополняли свои знания и совершенствовали умения не только за счет чтения, но и путем обучения на специализированных курсах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Издание опиралось на традиционное представление о роли женщины в обществе — жены, хозяйки и хранительницы домашнего очага, поэтому и образ, создаваемый журналом для своих читательниц, был соответствующим: мастерица на все руки, которая вкусно готовит, разбирается в моде и искусстве, воспитывает детей и поддерживает порядок в доме.

Текст: Наталья Катерова

Фотографии: страницы журналов, находящихся в online-библиотеке МВЦ «Музей моды»