В СССР моды нет: как советские женщины подражали иностранкам
О развитии моды и о том, как советские женщины подражали иностранкам, Thevoicemag.ru рассказала руководитель выставочного отдела Музея Моды, автор образовательных и развивающих курсов, лектор, семиотик, исследователь моды и издатель книг по искусству Полина Уханова.
Трофеи и мода
В 20-е годы, во времена НЭПа, мода Советского союза не слишком отставала от западных стран, поэтому и внешность иностранок не вызывала сильного интереса. В этот момент на Западе процветал ар-деко — роскошный стиль «дорогой и солидной красивости», в СССР вариантами этой эстетики считались эксперименты на тему авангарда. Силуэтно и стилистически советская и иностранная мода были близки друг другу, глобальных отличий не наблюдалось.
В 30-х разница становится уже значительной. В этот период в Советском союзе иностранцы появлялись крайне редко, и возвращение их произошло только после окончания Второй мировой войны. На развитие моды и отношения к иностранцам сильно повлияли трофейные вещи и фильмы, попавшие в СССР после 1945 года. Кумирами того времени были американские актрисы Лоретта Янг и Дина Дурбин, англичанка Вивьен Ли и венгерская фигуристка Соня Хени, снявшаяся в фильме «Серенада солнечной долины».
Советские женщины пытались подражать западным кинозвездам, которых видели на экранах, но делали это аккуратно, точечно и нерешительно.
Dior'овский поворот
Всплеск «модных отношений» между СССР и Западом и новый поворот в восприятии иностранок произошел в 1959 году, когда дом Dior привез в Москву свою летнюю коллекцию. На показе присутствовала только элита страны, в основном, жены партийных руководителей. Однако новинки французской моды увидел и простой народ — манекенщицы прогулялись по ГУМу, Красной площади и Тишинскому рынку.
Красивые девушки в очень смелых, с точки зрения советского менталитета, нарядах, с макияжем, аксессуарами и прическами вызвали невероятное оживление у советских женщин. Зависти не было — лишь сильное удивление. И это была реакция большинства простых советских женщин. Элита, конечно, реагировала иначе — для них западная мода не была настолько в новинку — кто-то бывал за границей, кому-то удавалось листать западные модные журналы.
Для работающих женщин всё увиденное было слишком смелым и непонятным, не функциональным, а, значит, бессмысленным, ведь в таких нарядах нельзя работать. Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел. В те времена практически не использовались украшения, одежда не содержала никакого декора, кроме вышивки.
Не было даже брошей, поскольку всё это считалось мещанством. Даже шляпки, представленные в коллекции Dior, стали открытием для простого народа. Советские женщины носили маленькие аккуратные шляпы, но головные уборы выполняли конкретную функцию и никак не походили на шикарные диоровские шляпы, которые надевали только ради красоты. Такие наряды были нефункциональными, они не подходили для женщины-работника.
Стиляжный мир
В середине 1950-х за границу стали выезжать спортсмены и артисты. С гастролей и соревнований они привозили одежду, косметику, журналы мод. Насмотревшись на зарубежных звезд, они старались копировать их стиль и становились своеобразными посредниками между простым советским человеком и миром западной моды.
Благодаря всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году, появились фарцовщики, зарабатывающие продажей иностранных товаров. Основными их клиентами стали стиляги, которые во всём старались подражать Западу. Молодые люди завидовали иностранцам, но не каким-то их конкретным вещам, а атмосфере, с которой эти вещи ассоциировались.
Стиляги смотрели на иностранцев с потребительской точки зрения: как с их помощью достать ту или иную вещь, чем заграничные гости могут оказаться полезными. Приобретая импортную одежду, общаясь с иностранцами, они приближали себя к этому интересному, незнакомому и более свободному миру.
Она была актрисою...
Советские актрисы, хоть и не были иностранками, играли важную роль в связи простых женщин с голливудскими звездами. Из заграничных поездок они привозили новые наряды, косметику и образы, которые демонстрировали своим поклонницам. У них были налажены связи с магазинами, куда поступала модная одежда. И советские женщины, подражая и копируя своих артисток, одновременно подражали и западным.
Копирование образов иностранок происходило не сразу, а лишь тогда, когда фильмы доходили до СССР, или кто-то из советских знаменитостей примерял look на себя. Такая история произошла с популярной прической бабетта. Фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли показали в СССР лишь в 1960-м году, но после этого на улицах было тяжело встретить девушку с какой-то другой прической.
Не только в фильмах советские женщины находили новые образы — певица Эдита Пьеха была примером для подражания для нескольких поколений. Она считалась очень стильной певицей, у неё всегда были красивые наряды, прическа и яркий макияж.
Пьеха стеснялась своей худобы и высокого роста, поэтому выходила на сцену не на шпильках, а в туфлях лодочках на низком каблуке, сделав их самой востребованной женской обувью. Певица рисовала стрелки на глазах, как у Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды, была первой, кто выступал в мини-юбке. Моду на костюмы-двойки и строгие мужские костюмы тоже ввела Пьеха. Польские корни певицы прибавляли ей некий шик и достоинство в глазах поклонников, делая певицу немного иностранкой.
Текст: Полина Уханова. Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУР.