Убийственная мода: 5 вещей, которые несли владельцам смерть

На запрос «проклятое платье» любой поисковик выдаст вам, можно сказать, стандартный список слухов и баек: вы узнаете о проклятом платье Мэрилин Монро», платье-призраке Анны Бейкер, серьгах-убийцах князей Мещерских, а также мрачную историю создания маленького черного платья Шанель. А что вы знаете об одежде, которая убивала по-настоящему?

О том, с какими опасностями сталкивались модники пару веков назад, рассказывает эксперт, научный сотрудник Музея Моды и автор цикла лекций «Гадкая мода» Анастасия Комаровская.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изумрудный — цвет сезона

Модного изумрудного цвета ткани в XVIII-XIX веках добивались с помощью мышьяка. Травились все: знатные дамы, портнихи и производители тканей. Мышьяковый зеленый был повсюду: в интерьерах, одежде, аксессуарах и даже кондитерских изделиях.

Женщины наряжались в изумрудный с ног до головы: покупали шляпки, платья, туфли, перчатки — все крашенное мышьяком. Если в головных уборах и одежде присутствовала подкладка, то перчатки делали без нее, просто красили кисточкой и просушивали — яд напрямую контактировал с кожей. Дамы жаловались на сыпь и нарывы на пальцах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мышьяк поджидал великосветских модниц даже в наборах для рукоделия. Популярное хобби того времени — создание модных венков, деталями которых были плоды, цветы, листья и виноград. Угадайте, чем их красили.

Конечно, самые серьезные отравления получали те, кто работал на текстильных производствах. Порошок оседал на одежде, и люди приносили отраву в свои дома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безумные шляпники и ртуть

Это история про безумных шляпников. Самый известный из них, конечно, карикатурный шляпник из «Алисы в стране чудес». Его неадекватное поведение и частые перепады настроения — типичные симптомы хронического отравления ртутью.

Головные уборы, особенно мужские, поначалу изготавливали из бобрового фетра. Ртуть для его производства не применяли, но бобры стали дефицитом, и мастера начали использовать подпушь других мехов, например, кроличьего. Это было дешевле, но такой ворс уже нужно было размягчать. Ртутью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вчесывали ее в мех голыми руками. В процессе сваливания люди тоже работали с ртутью, а во время вычесывания готовых шляп в воздух поднимался ртутный пух — отравление получали все работники.

Производства очень долго никак не регулировались, особенно в Англии. Ртуть применялась чуть ли не до середины ХХ века. Ситуация осложнялась плохими помещениями, отсутствием вентиляции, регуляции, инспекции. Работники часто употребляли алкоголь, что усугубляло ситуацию. Периодически эта тема была в фокусе общественного внимания, но мода неумолима — шляпы были неотъемлемой частью гардероба.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пособия для шляпных дел мастеров эту тему вообще обходили стороной — сотни советов о том, как начать, что делать, но ни одного упоминания о том, что есть риск в 25 лет покончить жизнь самоубийством в состоянии аффекта, вызванного ртутным отравлением.

Но что же те, кто эти шляпы носил? Они получали минимальные дозы, все-таки фетр был снаружи, а у шляпы была подкладка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Смертельные кринолины

Дамы всячески старались подчеркнуть свою красоту, округлости фигуры, особенно тонкую талию. Сначала просто надевали много юбок, чем пышнее — тем уже талия, но вечно добавлять слои было нельзя, ведь с этой тяжестью нужно было еще и ходить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На помощь женщинам пришел Чарльз Уорт (Charles Frederick Worth), знакомый нам отец высокой моды. Он предложил тот самый кринолин из обручей и лент, которые крепятся к талии. Конструкция облегчила вес платья и увеличила диаметр юбки до трех метров, но возникли некоторые проблемы: к женщине стало очень сложно подойти, она занимала много места, а самое главное — движение кринолина было невозможно контролировать. Дама поворачивалась в одну сторону — юбка стремилась в другую. Если вы сшибли какой-то мелкий предмет, ладно. А если вы сшибли свечу или подошли к камину слишком близко?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слоев в юбке было много, чтобы скрыть «ребра» кринолина. Ткани использовали легкие, но очень горючие. Горело все это долго. Другие дамы не могли прийти на помощь без риска превратиться в факел. По некоторым данным, в XIX веке счет женщин, погибших от «кринолиновых пожаров», шел на тысячи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тифозные юбки»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Довольно популярная тема — шлейф. К началу ХХ века начинается триумфальное шествие так называемых «тифозных юбок». Улицы не отличались стерильной чистотой, и женщина приносила домой на подоле смертельно опасные инфекции.

Сатирические журналы того времени реагировали карикатурами: служанка чистит юбку, а из-под нее поднимаются облачка тифа, в углу испуганные дети. Где-то на заднем плане, радостно потирая руки, стоит смерть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сказывалось и отношение к гигиене: считалось, что рубашек (нижнего белья) должно быть много, а платья менять можно пореже.

Терпеть ради моды

В начале XIX века закрепляется аксиома: ради красоты можно и потерпеть. Примерно до середины XIX века обувь на правую и левую ногу не делали, мерку снимали одну — в длину. Были проблемы с фиксацией подъема и каблука. Дамам в тяжелых платьях было очень сложно передвигаться самостоятельно в подобной обуви, поэтому долго самым популярным «аксессуаром» оставался мужчина, за неимением которого можно было спастись только тростью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Покупали смертельно модную одежду вполне осознанно, понимая, что будут проблемы. Женщины были вынуждены следовать дресс-коду, модным веяниям. Были, конечно, призывы носить более удобную обувь, одежду натуральных цветов, но мы с вами понимаем, что мода — это в какой-то мере диктат.

Текст: Анастасия Комаровская. Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУР.