Слом парадигм: почему модные правила Коко Шанель больше не работают

Автор «Модного блога» Анастасия Алексеенко говорит о важном.
Слом парадигм: почему модные правила Коко Шанель больше не работают

Очень много приходится говорить о моде как о визуальном коде современности. И точно так же много приходится выслушивать мнения разных людей о том, что в этой самой моде сегодня происходит. Давайте поговорим о том, что сегодня для нас является в определенном смысле проблемой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раньше было очень просто выглядеть хорошо. Да, это требовало денег и усилий. Но точка приложения этих усилий была очень понятна. Нужно просто выучить определенные правила и следовать им. Остальное лишь вопрос финансовых возможностей. Прошлое моды — это век модных «отличниц». Научитесь видеть модные правила и выполнять их — прослывете красивой и стильной. Научитесь предугадывать их, первыми чувствовать и узнавать новые правила — вы станете иконой стиля. Научитесь менять правила — станете законодательницей мод. Шанель не изменила моду, не перевернула ее вверх ногами. Она просто сменила систему правил. Но сама идея о том, что должна быть определенная система, которой нужно следовать, — осталась. Более того, Габриэль Шанель в плане правил была тем еще диктатором. И не зря ее речи разобрали на цитаты — они похожи на рецепты приготовления полуфабрикатов из магазина: сунуть в духовку, разогреть, подавать на стол. Принимать комплименты и делать вид, что вы все это сами приготовили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принято считать, что мода последних двадцати лет не производит ничего нового. Мы лишь осмысливаем эстетические концепции прошлого. А сама мода (ну, то есть как искусство) умерла и не производит новых смыслов.

На самом деле в моде последних двух десятилетий произошел очень сильный сдвиг. Если в двадцатом столетии каждая декада ознаменовывалась определенным сводом правил, то сейчас — нет такого. И главное изменение — это именно этот отход от самой концепции четкой стильной парадигмы, которой нужно следовать, чтобы быть «в струе».

С одной стороны, это дает нам определенную свободу. Свободу выбирать ту одежду, которую мы хотим. Свободу быть собой. Свободу выражать и демонстрировать те ценности, идеи и смыслы, которые близки именно тебе. Как-то я писала про схожесть сегодняшних смыслов моды и смыслов танцевальных направлений (читать статью «Танец и смыслы моды"). Как у каждого танцора есть свой, только ему присущий стиль танца и стиль\направление, которому он следует, так и в моде сегодня одновременно существуют совершенно разные и непохожие друг на друга смысловые направления. Заметьте, я сейчас говорю не про тренды или стили, а говорю исключительно про смысловое наполнение образов. И кстати, как я в последнее время замечаю, что многие танцоры становятся универсалами, привнося в свой основной стиль элементы других направлений, так и в моде я все чаще вижу, как люди пытаются миксовать разные направления, выражать разные идеи, комбинировать и сочетать смыслы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если все упростить и огрубить, то платье с кроссовками — это не просто каприз моды, а идея объединить в себе женственность и отсутствие необходимости самоограничений, которые присущи классической женственности. Когда пытаешься осмыслить в подобных категориях не только подиумные коллекции, но стритстайл даже самого низового уровня — начинаешь отчетливее понимать, куда именно движется сегодняшняя мода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но увы, у свободы есть обратная сторона. И особенно она «ударяет» по тем, кто любит жить по правилам. Раньше было намного проще: подбираешь сумку под туфли, а лак для ногтей к помаде. Жизнь понятна, проста, а все, что тебе нужно, — это просто больше денег. Сегодня все совершенно иначе. Ты свободен. Но эта свобода тебя в чем-то и обязывает. Некоторые люди в этой свободе похожи на цирковых лошадей, которые приучены всю жизнь бегать по кругу и, оказавшись в чистом поле, не понимают вообще, как и куда двигаться.

Да, конечно, есть определенная сложность в том, что от тебя сегодня ожидают, что ты посредством одежды будешь демонстрировать себя и в том числе свою систему ценностей, те смыслы, которые тебе близки по духу и которые ты продуцируешь сам. Но увы, если ты далек от производства смыслов, если ты сам себя не слепил, как личность, то получается, что и показывать тебе особо нечего. И вся твоя сарториальная действительность сводится к поиску и угадыванию актуальных трендов и тех рецептов, которые помогут тебе выглядеть «своей» в этом мире новой моды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часто я вижу, что такие люди скатываются в то, что я называю low-fashion (подчеркивание женской сексуальности, демонстративная мода, четкие культурные и модные коды, соблюдение пусть и трансформировавшейся, но все же имеющейся системы правил). Просто потому, что это существенно упрощает им жизнь. И дело даже не в том, что у тебя нет ресурса (ни временного, ни интеллектуального, ни финансового — хотя последнее сегодня не так уж важно) на формирование собственного образа. А в том, что такой человек пока еще не готов принять саму идею того, что над своим образом (в самом широком смысле этого слова) ему придется работать самостоятельно. Честное слово, даже те, кто всерьез заявляют о том, что им наплевать на свой внешний вид, — и то гораздо более свободны в этом отношении (не в последнюю очередь именно поэтому они чуть ли не иконы стиля сегодня).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В общем, перед сегодняшними стилистическими задачами люди «правильного» типа чувствуют себя так, как чувствовал бы себя советский отличник при поступлении в Оксфорд, когда приходится вместо привычного на экзамене сочинения о Катерине как луче света в темном царстве — дискутировать с экзаменатором на тему «Как вы думаете, кто сделал больше в сохранении достоверности и передаче реалий времени: история или литература?». Когда в тот же самый момент мир вокруг заполнен людьми, которые в принципе не чувствуют себя экзаменуемыми, а ощущают себя как минимум полноправными участниками сарториальной дискуссии, а то и ее модераторами.