Скандал с библиотекой: почему моду не пускают в читальный зал
Я не очень вовлечена в мир российской моды, но отголоски свежего скандальчика дошли даже до меня. Актриса Ингеборга Дапкунайте выставила в Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) снимок из фотосета для Bosco Magazine. Он был сделан в зале Ленинской библиотеки. Где, кстати, до этого проходил показ итальянского бренда Ermanno Scervinо. И понеслась! «Как можно с ногами на стол в библиотеке?» Да как вообще в библиотеке разрешили показ делать и фотосессию для глянца устроить? Государственное учреждение ведь!
Я, наверное, привыкла к киевским реалиям, и уже сам факт возмущения меня удивил. Почему нельзя провести модный показ в библиотеке? У нас в рамках Недели моды где только не проводят показы. Даже в цирке посреди представления проходили модные шоу. А уж в музее — тем более. Да что вообще говорить, если у нас основная площадка Недели моды — это и есть музейный комплекс «Мистецький Арсенал».
Есть ли что-то такое священное в библиотечном пространстве, что не дает возможности там устроить модный показ или любое другое мероприятие? Ту же фотосессию, например. На самом деле библиотека — это очень зрелищное место. Особенно для фото или для шоу. Особенно если это библиотека в классическом стиле. Ритм повторяющихся деталей, глубокие цвета деревянной мебели... самое оно в качестве визуального сопровождения для осенней коллекции. Фото с Ингеборгой хоть и несколько вторично (мы уже видели подобные приемы в разных лукбуках и журнальных съемках), тем не менее выглядит интересно. И по композиции, и по цветовой гамме. Что это дает самой библиотеке?
На мой взгляд, библиотека — это не просто тихое место, где люди читают книги, и даже не просто книгохранилище. В наши дни библиотека — это в первую очередь культурное пространство. И любые культурные мероприятия не просто должны получать разрешение на проведение, а даже должны всячески привлекаться и поощряться.
А то я вижу некоторое противоречие в том, что, с одной стороны, библиофилы плачут о том, что никто сегодня в библиотеки не ходит, а с другой стороны, не пользуются возможностью всячески народ в эти самые библиотеки привлекать и вообще популяризировать концепт библиотеки как места для культурного досуга. Надо сказать, во всем мире это давно уже не так: в библиотеках проводятся и детские спектакли, и шоу, и перформансы даже. Иногда весьма неоднозначные. Вот например, арт-перформанс. Он, конечно, не в читальном зале, но представляю реакцию, если бы такой провели в Москве.
В Пекинской библиотеке проходил цирковой перформанс. Эквилибр на стеллажах с книгами. И даже берут книги, собственно, для представления. Святотатство!
Мода и модная фотография — это, вообще-то, сфера искусства и культуры, как и остальные. И в контексте синтеза жанров и пространств неудивительно, что библиотечные залы появляются в разных модных съемках.
И используются для показов.
Вот Ганноверская публичная библиотека проводит показ работ тинейджеров, которые, как я поняла, при этой библиотеке занимаются в студии моды.
А вот показ Рианны — Fenty х Puma. Парижская национальная библиотека. Модели и сама Рири ходят прямо по столам, рядом с зелеными лампами. И никого это не шокирует.
Тут, конечно, Лагерфельд в своей личной библиотеке на своем личном столе и может делать все, что вздумается. Но не кажется ли вам, что сама идея священного ужаса перед «ногами на столе» — это что-то не то?
Я рада, что кое-где отношение к «святыням» постепенно меняется, но в целом на нашем постсоветском пространстве еще много «советского» отношения к культурным ценностям. Считается, что их надо охранять от народа. Желательно, чтобы это делали строгие тетеньки в беретах. Которые будут следить, чтобы в музейном зале никто слишком громко не восхитился смелыми мазками художника, а в читальном — не засмеялся, обнаружив в книге смешной сюжет.
Все должно быть закостеневшим и замершим. Нельзя быть участниками «культуры». Можно просто молча восхищаться и благоговеть. Почему бы не привнести больше жизни? На работу ученых никак не повлияет то, что на их столе кто-то стоял. И не стоит переживать, что каблуки моделей со съемки или показа поцарапают паркет музейного зала или библиотечный стол. Мне кажется, возмущающиеся скорее переживают, что эти каблуки с легкостью царапают такой тонкий культурный слой на их собственной сущности. Такой тонкий и поверхностный, что в нем никак не укладывается, что культура — это не мертвое, а живое и развивающееся. И то, что мода — это тоже часть этой самой культуры.