Психология стиля: Петр Коваленко объясняет, как на нас влияет одежда
Петр - один из ведущих экспертов в России в области Fashion Retail, сооснователь сети аутлетов OFFPRICE .
Существует много передач, в которых эксперты помогают людям «перезагрузиться» — выбрать новый стиль, который поможет нравиться себе и производить впечатление на окружающих. Часто такие шоу полны шейминга: героинь обвиняют в нежелании быть «женственными», говорят, что они «запустили себя» и совсем не думают, как расстраивают внешним видов близких. Но это — далеко не единственная проблема таких программ.
Все шоу с переодеваниями дают лишь «эффект на час», и то не всегда. Зрители часто замечают: героиня выглядит лучше, и в то же время с ее новым образом что-то не так. Вещи красивы, хорошо подобраны по размеру, подходят друг к другу — и в то же время «повисают» в воздухе: новый стиль словно существует отдельно от женщины. Именно такой результат получается, когда одежду выбирают без учета психотипа человека.
Мы не можем перечеркнуть привычки, которые формировались годами, и в одночасье отказаться от устоявшегося образа жизни. Чтобы перейти к новому, нужно время. Двигаться по этому пути следует небольшими шагами, и каждый из них должен быть продуманным и осмысленным. Только так новые паттерны поведения станут частью нашей личности, а не «чужаками», которые ее разрушают.
Задача стилиста — внешняя трансформация клиента. Зона ответственности психолога — глубокие внутренние изменения. Обращаться только к тому, что работает с одеждой, — это то же самое, что лечить зубную боль аспирином, игнорируя стоматологов. И потому относиться к моде необходимо осмысленно. И это не такая простая тема, как может показаться на первый взгляд.
Одежда и эмоции: как они связаны?
Иногда люди слепо следуют трендам: не пытаясь осознать собственные потребности, они раз за разом скупают новые вещи, оказавшиеся «на пике». Возникает дискомфорт: человек одет стильно, и в то же время чувствует себя «не в своей тарелке».
Избежать этого поможет Fashion Mindfulness — осмысленная мода. Такой подход позволяет человеку понять свой внутренний мир и раскрыть индивидуальность. Наш стиль рождается внутри нас, и потому так важно знать собственный психотип, помнить о том, что для вас ценно и какие перед вами стоят цели.
Психология стиля формирует осмысленное отношение к одежде, учитывая и склонности человека, и его внешнюю репрезентацию. То, что мы носим — это не просто джинсы и бра-топы, но и способ рассказать о себе. Люди подсознательно считывают такие послания: так одежда становится средством коммуникации. Вещи говорят очень многое о нашем бэкграунде, ценностях, вкусе и образе жизни.
Для каждого человека важно, как его воспринимают его окружающие. Не меньшее значение имеет и душевная гармония, ощущение собственной цельности. Одежда оказывает колоссальное влияние на наши эмоции и восприятие мира. Вещи — это не просто куски ткани, сшитые по лекалам: они полны энергии, и могут менять наше настроение, поведение и самовосприятие.
И потому, формируя гардероб, надо обратить внимание на следующие нюансы.
Комфорт и удобство. Проанализируйте стиль и крой вещей. Обратите внимание на тактильность ткани: как она ощущается телом? Какие особенности делают одежду удобной и любимой, а что заставляет тревожиться и вызывает раздражение?
Социальный аспект. Разные ситуации требуют разных вещей. Например, в некоторых культурах определенные цвета воспринимаются как вызов или прямое послание. Например, сочетание белого и красного в Беларуси за короткое время превратилось в символ протеста и политическое высказывание.
Задачи дня. Комфорт одежды напрямую влияет на уверенность человека в себе. Но точно также скажется на самовосприятии и отношение окружающих, подсознательно считывающих месседжи, транслируемые вещами. И потому очень важно одеваться не только удобно, но и уместно.
Для выбора вещей следует использовать принцип «inside out» — от внутреннего мира к внешней проекции. Необходимо понимать себя, знать, что вы хотите донести своим образом до окружающих. Если консультант магазина чувствует себя некомфортно в униформе, то клиент может воспринять это как сомнение в товаре. Каждый из нас что-то «продает» другим людям, но чтобы «сделка» прошла успешно, необходимо совершать ее в ресурсном состоянии. Достичь его поможет осмысленность в моде.
Как достичь успеха при помощи одежды: пять советов
Если у вас плохое настроение — наденьте любимую вещь. Мозг и тело связаны: неподходящий предмет гардероба усилит негативные эмоции, ценимый и радующий — поможет избавиться от них.
Помните, что окружающие не всегда понимают ваш стиль. Одевайтесь соответственно запланированным мероприятиям и встречам, если хотите, чтобы образ не стал препятствием на пути к желаемому результату.
Не бойтесь повторов. В гардеробе нередко бывает много похожих вещей, и в этом нет ничего плохого. Они дарят нам ощущение безопасности и комфорта и могут стать ключом к созданию собственного стиля и хорошего настроения.
Пробуйте новое. Мы всегда стремимся к развитию, лучшей версии себя, а для этого нужны эксперименты. Многое зависит от конкретного человека: один способен изменить стиль резко, другому нужно выходить из зоны комфорта постепенно. Прекрасно, если в поисках вам поможет ментор или учитель: тогда результат будет более успешным и потребует меньше затрат.
Постарайтесь понять себя — это главное правило. Знание собственной личности — фундамент, который поможет общаться с окружающими на языке вещей. Разберитесь, что дарит вам уверенность в себе. Осознайте, какую реакцию хотите получить от других людей: со временем вы научитесь ею управлять.
Идеальный гардероб — тот, который вы создаете с учетом своих целей и внутреннего мира. И потому лучший способ формировать его — это следование принципам Fashion Mindfulness — осмысленности в моде.
Фото: Getty images