O чем говорят в Нью-Йорке: самый глобальный модный тренд – «осознанная мода»

На пороге новое десятилетие, и человечество уверенно входит в него с новой модой, «осознанной». Ради сохранения планеты люди и компании обещают меньше производить и покупать, дольше носить, просто так не выбрасывать и научиться ещё больше перерабатывать вторсырьё. Текстильная промышленность заняла второе место после нефтяной по загрязнению окружающей среды. Это волнует крупные компании, которые стараются минимизировать негативное влияние от производства вещей. Также эта тема сейчас обсуждается и прогрессивными лидерами мнений, селебрити, блогерами.Ведь, как говорится, спрос рождает предложение.
O чем говорят в Нью-Йорке: самый глобальный модный тренд – «осознанная мода»

Натягивая утром свои любимые джинсы, задумывались ли вы, что на производство хлопка только одной пары брюк из денима уходит около 30 000 литров воды?! Если нет, то самое время поразмыслить в этом направлении. В мире набирает популярность новый тренд suistanable fashion – «oсознанная мода». Он пришел на смену fast fashion — «быстрой моде».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По данным «One Green Planet» текстильная промышленность находится на втором месте в мире по загрязнению окружающей среды после нефтедобывающей. В связи с чем создатели одежды стали массово переходить на «зелёную» сторону. Если раньше производители масс-маркет уровня каждый месяц старались порадовать новинками своих покупателей, копируя тренды с подиумов высокой моды, то сейчас, напротив, во главу угла ставят мысль об ответственном и экологичном потреблении. Покупатели своим ежедневным выбором активно в этом помогают, вкладывая в фразу «одеваться с умом» всё новый смысл.

Протест в защиту окружающей среды, Нью-Йорк, 2019. Фотограф Ирина Чистикина
Протест в защиту окружающей среды, Нью-Йорк, 2019. Фотограф Ирина Чистикина

По некоторым подсчётам большинство вещей из своего гардероба мы надеваем не чаще четырёх раз. Но разве не велика цена – загрязнение мирового океана и как следствие глобальное потепление – за то, чтобы несколько раз покрасоваться в новом платье? По данным Американского агентства по охране окружающей среды ежегодно на свалку отправляется 13.1 млн. тонн одежды, из которых перерабатываются только 2 млн. тонн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но проблема с утилизацией – это лишь верхушка айсберга. Все мы стремимся носить натуральные ткани, но мало кто знает, чтобы спасти растения при производстве хлопка и льна используют пестициды и гербициды. В погоне за потребностями текстильной промышленности аграрии не успевают восстанавливать почву, как следствие она истощается. Выращивать что-либо на таких полях становится невозможным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф Мишель Дюбуа
Фотограф Мишель Дюбуа

Осознанная мода – это не только про экологичность, это еще и про условия труда тех, кто шьет для нас с вами майки и брюки. Уже давно не секрет, что на фабриках по пошиву одежды часто используют детский труд. Мальчики и девочки работают практически за еду, получая копейки. Также в погоне за прибылью работодатели часто пренебрегают техникой безопасности. Одна из самых страшных катастроф в текстильной промышленности произошла в 2013 году в Бангладеше. Ветхое восьмиэтажное здание обрушилось, под его завалами в цехах по пошиву одежды погибли более 1110 человек.Но выход есть – остановить эту беспощадную fashion-гонку и умерить аппетиты потребления. На Западе эта концепция уже пришлась по вкусу. В Америке сейчас модно не приобретать, а арендовать. Так делают все, в том числе и селебрити. Концепция «взять на время» легко перешла из мира квартир и автомобилей в мир вещей. Арендуя платье, вы фактически продлеваете ему жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф Анастасия Давыдова
Фотограф Анастасия Давыдова

Входят в моду вечеринки по обмену одеждой. Помните, как раньше делились прочитанными книгами? Теперь также запросто можно поменяться гардеробом. Сюда же можно отнести проведение тематических челленджей. Один из самых актуальных – «Год без покупок». Люди делают себе вызов, смогут ли прожить 365 дней, не приобретая ничего нового в свой шифоньер. Набирают обороты секонд-хенды. Покупать вещи, уже бывавшие в обиходе, давно стало нормальным в том числе и в России. Таким образом можно за реальные деньги приобрести винтажную или брендовую вещицу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В США, людей, сдающих свою одежду на благотворительность или в местные секонд-хенды, поощряют на государственном уровне, таким энтузиастам списывают часть налогов. А еще во многих американских домах появился дополнительный бак для сбора использованной одежды, которую впоследствии отправляют на переработку. Правда, по этой части пока ещё не всё так гладко, как хотелось бы. Технологии в состоянии давать жизнь «чистым» тканям, без примесей. Например, если ваша кофточка состоит на 80 процентов из хлопка, и на 20 из полиэстера, то для вторичной переработки она, к сожалению, не пригодна.

Фотограф Ирина Чистикина
Фотограф Ирина Чистикина
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одной из новых концепций считается «подписка на одежду». Производители предлагают оформить подписку на конкретные вещи, например, белые футболки. Как только вы понимаете, что ваша футболка износилась, отправляете ее на вторичную переработку, взамен производители высылают новую. Некоторые бренды в качестве привлечения осознанных покупателей предлагают централизованно сдавать использованную одежду на переработку взамен на скидочные купоны. Другие пошли дальше: указывают на бирках, в каких условиях и кем была изготовлена та или иная вещь. Частенько можно заметить такие надписи, как «organic» (органический товар), «ecofriendly» (экологично), «not tested on animals» (не тестировано на животных), «fair trade labels» — соблюдены стандарты рабочих на местах в странах третьего мира. Уже доказано, что наличие одной или нескольких подобных фраз заметно повышают продажи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф Ирина Чистикина
Фотограф Ирина Чистикина

Fashion-индустрия вошла в новую для себя эру, так называемого «осознанного потребления». Меняются и мышление производителей, и отношение покупателей. Если глобальные идеи вторичной переработки от вас далеки, то можно попробовать начать с малого. Держа вешалку в руках с новым платьем, задумайтесь, а сколько раз вы захотите его надеть, и так ли вам это надо?