Есть ли в России экомода?
Казалось бы, современная мода никак не может быть связана с экологией.
Внешний вид человека предопределен четкими правилами: на светские события не принято приходить в одном наряде дважды, гардероб необходимо обновлять минимум четыре раза в год (с выходом новых коллекций и круизных капсул), вещи не ремонтируют, не штопают — только выбрасывают. Схема бизнеса при таком раскладе предельно проста: один тренд молниеносно сменяется другим, как правило, противоположным по концепции, чтобы купленный весной жакет в стиле милитари осенью, когда будут актуальны нежные цвета, окончательно вышел из моды и отправился в лучшем случае на антресоли.
Цепочка «покупать — выбрасывать» поддерживается и на уровне качества продукции, надежды нет даже на серьезные бренды: их вещи, как и более дешевые копии демократичных марок, как правило, ориентированы на потребление только в течение текущего модного сезона. Попробуем разобраться, существует ли экомода не только на уровне громких рекламных кампаний.
Для начала определим терминологию: органическая одежда, например носочки ручной вязки у деревенской бабушки, — это не eco-fashion. Если вещь сделана из 100%-ного хлопка, шерсти или льна, это еще не означает, что сырье было произведено в соответствии с экологическими нормами. Не имеют ничего общего с экологией и «eco-friendly bags», которые часто стали выпускать люксовые бренды: как правило, при производстве таких сумок не используются натуральные кожа и замша — и только. Чтобы назвать вещь экологичной, надо для начала посмотреть на всю цепочку производства.
Помимо натуральных материалов, красителей и бережного ухода за животными (шерсть которых идет на производство тканей), пристальное внимание стоит обратить и на количество воды и химикатов, которые были задействованы при производстве сырья и изготовлении из него продукта. Действительно, при выращивании хлопка — самой популярной в мире ткани, из которой шьют каждый второй предмет одежды на планете, — тратятся около 25% всех средств от насекомых и 10% химических удобрений — они со страшной скоростью загрязняют почву, воду и воздух. Не говоря уже о том, что на производство неорганического хлопка отводятся огромные запасы воды, на 90% большие, чем в органическом хозяйстве.
Впервые широкую огласку экологический «вопрос хлопка» получил пару лет назад, в период серьезных засух, когда из-за подорожания воды цены на свою продукцию на 25% увеличили практически все модные бренды. С тех пор экологические рекламные кампании, за которыми, стоит признать, стоят серьезные исследования, с завидной регулярностью стали мелькать на страницах глянцевых журналов, а экологическую сертификацию провели несколько люксовых и нишевых брендов — до масс-маркета такой тренд пока не дошел. А значит, купить вещь из сертифицированного экоматериала дешево пока невозможно.
Масс-маркет, конечно же, не остался в стороне глобального тренда, заполнив прилавки «экосумками»: многоразовыми холщевыми пакетами, с которыми предлагается ходить куда угодно, но в основном, конечно, на шопинг (многие изделия так и называют — eco-shopping bag). Конечно, складывать в экосумку покупки из демократичных магазинов fast-fashion немного абсурдно, но общий посыл вполне благородный: снизить потребление одноразовых пластиковых пакетов.
В сухом остатке ситуацию с eco-fashion в России можно описать словами «слышал звон, да не знаю, где он». Внимание широкого потребителя на проблему обратили, актуальную шопинг-сумку в продажу запустили, а вот купить сертифицированную экоодежду по вменяемым ценам даже в столице едва ли проще, чем отыскать иголку в стоге сена. А пропагандировать другую, не менее важную сторону экомоды — уменьшение объемов потребления — не хочет никто.
Текст: Екатерина Дубовикова.
Фото: коллекция Historia Naturalis.
Цепочка «покупать — выбрасывать» поддерживается и на уровне качества продукции, надежды нет даже на серьезные бренды: их вещи, как и более дешевые копии демократичных марок, как правило, ориентированы на потребление только в течение текущего модного сезона. Попробуем разобраться, существует ли экомода не только на уровне громких рекламных кампаний.
Для начала определим терминологию: органическая одежда, например носочки ручной вязки у деревенской бабушки, — это не eco-fashion. Если вещь сделана из 100%-ного хлопка, шерсти или льна, это еще не означает, что сырье было произведено в соответствии с экологическими нормами. Не имеют ничего общего с экологией и «eco-friendly bags», которые часто стали выпускать люксовые бренды: как правило, при производстве таких сумок не используются натуральные кожа и замша — и только. Чтобы назвать вещь экологичной, надо для начала посмотреть на всю цепочку производства.
Помимо натуральных материалов, красителей и бережного ухода за животными (шерсть которых идет на производство тканей), пристальное внимание стоит обратить и на количество воды и химикатов, которые были задействованы при производстве сырья и изготовлении из него продукта. Действительно, при выращивании хлопка — самой популярной в мире ткани, из которой шьют каждый второй предмет одежды на планете, — тратятся около 25% всех средств от насекомых и 10% химических удобрений — они со страшной скоростью загрязняют почву, воду и воздух. Не говоря уже о том, что на производство неорганического хлопка отводятся огромные запасы воды, на 90% большие, чем в органическом хозяйстве.
Впервые широкую огласку экологический «вопрос хлопка» получил пару лет назад, в период серьезных засух, когда из-за подорожания воды цены на свою продукцию на 25% увеличили практически все модные бренды. С тех пор экологические рекламные кампании, за которыми, стоит признать, стоят серьезные исследования, с завидной регулярностью стали мелькать на страницах глянцевых журналов, а экологическую сертификацию провели несколько люксовых и нишевых брендов — до масс-маркета такой тренд пока не дошел. А значит, купить вещь из сертифицированного экоматериала дешево пока невозможно.
Масс-маркет, конечно же, не остался в стороне глобального тренда, заполнив прилавки «экосумками»: многоразовыми холщевыми пакетами, с которыми предлагается ходить куда угодно, но в основном, конечно, на шопинг (многие изделия так и называют — eco-shopping bag). Конечно, складывать в экосумку покупки из демократичных магазинов fast-fashion немного абсурдно, но общий посыл вполне благородный: снизить потребление одноразовых пластиковых пакетов.
В сухом остатке ситуацию с eco-fashion в России можно описать словами «слышал звон, да не знаю, где он». Внимание широкого потребителя на проблему обратили, актуальную шопинг-сумку в продажу запустили, а вот купить сертифицированную экоодежду по вменяемым ценам даже в столице едва ли проще, чем отыскать иголку в стоге сена. А пропагандировать другую, не менее важную сторону экомоды — уменьшение объемов потребления — не хочет никто.
Виктория Андреянова
дизайнер
«Мода» и «природа» рифмуются не зря. Ведь сегодня создание фэшн-тренда — это чуть ли не единственный способ сплотить людей вокруг идеи и, что важно, довести эту идею до реализации. В этом ракурсе мне импонирует мысль о том, что экомода — не что иное, как очередной заговор, и я готова его поддержать. Признаюсь, как потребитель я обращаю больше внимания на органические помидоры, а не на брюки из конопли. Но может быть, скоро созрею и до большого проекта в защиту природы».
Текст: Екатерина Дубовикова.
Фото: коллекция Historia Naturalis.