Диван или сумка? Тренд на «каретную стяжку», перешедший из интерьеров в моду
Научный прогресс и промышленная революция радикальным образом изменили жизнь людей. В XIX веке произошли стремительное увеличение численности населения и прорыв в области транспорта и средств связи. Архитектура и мебельная промышленность столкнулись с большими трудностями, поскольку в эту эпоху жажда перемен и консервативные настроения были одинаково сильны.
Начало века было отмечено появлением новых потенциальных заказчиков мебели: на смену аристократической публике пришли буржуа. Существует мнение, что с появлением покупателя среднего класса снизилось качество мебели. Но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что предметы ампира ничуть не уступают по качеству мебели дореволюционных времен. Промышленная революция коснулась и мебельных мастерских, где росла механизация производства. Появление новых материалов и технологий способствовало возникновению принципиально новых предметов интерьера. В Австрии братья Тонет начали использовать пар, чтобы придать изогнутую форму тонким планками твёрдых пород дерева.
Главным элементом мягкой мебели было сидение и его обивка. Подушки, прикреплённые к деревянным рамам, были пышными и мягкими. Широко применялись металлические пружины, дающие мягкость и упругость, обивочные ткани были украшены изящными цветочными узорами. Также широко использовалась ткань из конского волоса и кожа. Ее особенно часто использовали там, где собирались мужчины: в курительных
комнатах, кабинетах и мужских клубах.
Долгое правление королевы Виктории (1837-1901 гг.) совпало с модой на историзм, «битвой стилей», промышленной революцией и движением «Искусства и ремесла» – эстетическим направлением, зародившимся в Англии. Именно тогда в мебели получила широкое распространение знаменитая «каретная стяжка». Изначально стяжку с использованием пуговиц применяли для отделки внутреннего убранства карет, чтобы конский волос на
стенах и сидениях был равномерно распределен и уплотнен. Но со временем ее стали применять и для создания мягкой мебели, дав стяжке название «капитоне» (от фр. capitonner – «подбивать ватой»).
В живописи «капитоне» была увековечена на картине, датированной 1857 годом. На ней, помимо прочего, был изображен знаменитый диван Честерфилд.
Кто-то полагает, что Честерфилд был назван в честь британского города, существовавшего с 1204 года. Другие приписывают авторство модели графу Филипу Дормеру Стенхопу Честерфилду (1694-1773 гг.), государственному деятелю, способствовавшему переходу Великобритании на григорианский календарь, дипломату и писателю. Впрочем, вряд ли граф Честерфилд в свободное от работы время рисовал
эскизы нового дивана. Как это часто случается, имя дизайнера осталось в небытии.
Диван оказался не только произведением дизайнерского мастерства, но и обладал новаторской «начинкой»: появились первые диванные пружины, патент на которые был зарегистрирован только в 1828 году.
До появления сложной техники «капитоне» в мебельных мастерских вовсю использовали просто стежку (квадратную и ромбовидную), и этот классический прием никогда не выходил ни из мебельной моды, ни из fashion-индустрии (вспоминаем классическую Chanel 2.55).
Дизайнеры одежды, такие как Джанфранко Ферре, Пьер Карден и Том Форд, нередко сами были архитекторами и знали, где черпать вдохновение. Как и предметные дизайнеры, которые перенесли каретную стяжку на светильники, керамическую плитку, стеновые панели и многое другое.
Юлия Харитонова, ведущий дизайнер компании «Цвет диванов»