«Мы забросили русское искусство!» Что Мягков думал о современном российском кино
Андрей Мягков, которого полюбила вся страна за роли Жени Лукашина, Анатолия Ефремовича Новосельцева и Алексея Турбина, в последние годы не давал интервью и практически не снимался.
Отказы от ролей великий актер объяснял так: «Мы так бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было свое лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нем американскую физиономию».
Мягков появился в новой «Иронии судьбы» и смотрелся там совершенно неуместно, как приглашенный дальний родственник, и было такое ощущение, что в кадре он постоянно извиняется за бесконечную рекламу и слабый сценарий. По слухам, сниматься он не хотел и отказался принимать участие в этом балагане, как и другая «рязановская» актриса Лиля Ахеджакова, но поддался на уговоры Константина Хабенского, к которому относился с большим уважением.
Они с женой, Анастасией Вознесенской, в последние годы вели довольно уединенный образ жизни: не давали интервью, не участвовали в ток-шоу и светских раутах. Счастье любит тишину — это про них, ведь в основе их отношений — трогательная забота друг о друге. Когда Мягкову понадобилась срочная операция на сердце, его супруга сделала всё, чтобы отвезти Андрея в Германию. Когда же ей понадобилась помощь, Мягков, в свою очередь, бросил дела, чтобы ухаживать за своей любимой.
Его любовь к жене стала жизненным принципом и постулатом с первой встречи, еще во время учебы во МХАТЕ и до конца его дней. И это было взаимно, они старались не разлучаться. Когда Олег Ефремов пригласил Вознесенскую в Театр «Современник», она поставила условие — только с мужем, и Мягков оказался в «Современнике». Потом, уже после «Иронии судьбы», он стал ставить режиссерам условие — только с женой. Так Вознесенская получила роль директора рынка в «Гараже» Эльдара Рязанова.
Такой фокус проходил не всегда, и Мягков потерял несколько ролей только из-за своей принципиальности. Наибольшую известность приобрела история с «Большой переменой». Режиссер Алексей Коренев хотел, чтобы учителя Нестора Петровича в «Большой перемене» сыграл Андрей Мягков, но актер соглашался сниматься только если его жену возьмут на роль Светланы Афанасьевы. Режиссер на это не пошел, так что эти роли в картине исполнили Михаил Кононов и Наталья Богунова.
Мягкова часто называли замкнутым и нелюдимым, но только для своей жены он готов был на все. Мужчины в порыве страсти часто обещают невозможное, Мягков не обещал, он делал. Так, восхищаясь красотой супруги, он хотел написать ее портрет. И написал! Портрет стал первым в целой серии работ талантливого артиста, за ним последовали портреты Галины Волчек и Михаила Горбачева. Но и это еще не всё. Как-то Вознесенская пожаловалась, что ей нечего читать. И что же, Мягков написал для нее целых три детектива и, надо сказать, что неплохих! По одному из них даже сняли фильм с Александром Домогаровым в главной роли.
Андрей Мягков скончался в Москве 18 февраля в возрасте 82 лет.