Кардашьян – причина глобального потепления: как стиль звезд вредит планете
Все заботятся об экологии. Недели моды отказались натурального меха, Стелла Маккартни разработала хартию ООН об устойчивом развитии, английское правительство организовало собрание на тему «быстрой моды». Работает ли это? Похоже, что нет, хотя, казалось бы, такие силы брошены на спасение планеты. В чем причина и кто же главный враг чистого неба?
Как оказалось, селебрити. Сестры Кардашьян-Дженнер охватывают аудиторию, насчитывающую более полумиллиарда подписчиков. Каждый раз, выходя в свет в очередном платье и на ультравысоких каблуках, девушки побуждают поклонников копировать их стиль. Это обычное явление, существующее со времен возникновения шоу-бизнеса. Ненормально другое: то с какой скоростью разрастаются магазины, продающие за бесценок образы Кардашьян.
Мини-платья, топы с вырезом, лосины и стрейчевые велосипедки, рефлективные бомберы и тому подобная синтетическая одежда. Один пост в Инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), и в директ таким брендам, как MissGuided, Fashion Nova, Nasty Gal, сыпятся запросы. Неделя или две – и на виртуальных полках начнут тесниться топы и платья не дороже 3000 рублей. Доставка день в день, возврат без особых проблем. Этот бизнес работает как часы.
Селебрити – как ежедневное фешн-шоу, работающее по принципу see now buy now. Байеры реагируют на них молниеносно. Ради скорости некоторые переносят производство обратно в страну, чтобы вещь всегда была «на складе». Но это не меняет дела, процесс не становится этичнее. Напротив, согласно данным компании Stylus, оплата труда на таких быстро переправленных мануфактурах значительно ниже, чем минимальное значение.
«Покупая платье стоимостью ниже £8 (683 рубля), что дешевле ужина в ресторане, вы можете быть уверены, что хотя бы один человек в цепочке поставок неизбежно страдает. А порой и несколько», – говорит Орсола де Кастро, активистка движения за устойчивое развитие Fashion Revolution.
Скорость настолько высока, что, согласно отчету фонда Ellen MacArthur, если ничего не изменится, к 2050 году индустрия будет расходовать ежегодно четверть углеродного бюджета (допустимое количество углекислого газа, которое может попасть в атмосферу, не вызывая повышения температуры более чем на два градуса). Но пока предпосылок к остановке нет: согласно данным исследовательской компании Mintel, количество людей, ориентирующихся на инфлюенсеров при покупке одежды, в 2018 году достигает 64% в группе «поколение Z». А сколько таких среди подписчиков Ким Кардашьян?
Гонка за многомиллионными оборотами, смена коллекций по 12 раз в год, сжигание неиспользуемой продукции, расширение производства - все это напрямую вредит экологии. Модный рынок ежегодно отправляет на свалку порядка 300 000 тонн отходов. Поощрение разумного потребления не работает. Разве могут скидки при сдаче одежды на переработку мотивировать на осознанное потребление? Понятное дело, что стоит начинать с себя, но трудно что-то делать, если мир работает «вопреки». С другой стороны, кто нас может заставить покупать некачественную одежду и сходить с ума с постоянно обновляющихся коллекций, если мы решили этого не делать? Почитать про тех, кто успешно справляется, живя в согласии с sustainability, можно тут.