Жизнь взаймы: история про сумку не по карману

Блогер Анастасия Алексеенко рассуждает о том, целесообразно ли скрывать стоимость покупки от мужа и можно ли купить сумку в кредит.
Жизнь взаймы: история про сумку не по карману
GettyImages

Уже несколько недель у меня во вкладках браузера открыта странная новость, которую я хотела бы обсудить. Смысл такой: «Простая учительница английского языка из винницкой школы купила брендовую сумку за 10 600 гривен в кредит» (в пересчете на рубли — чуть больше 23 тысяч).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этой истории столько смыслов, что даже не знаю, с какой стороны подступиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Черная бухгалтерия

Наверное, начну с самого личного: женщина не призналась мужу, сколько стоит дорогая покупка. Это такая интересная традиция в наших краях — врать мужу о том, сколько ты на себя тратишь. Помню, когда я была студенткой, подрабатывала администратором в салоне красоты, и там одна девушка-косметолог принесла продать куртку, которую ей подарила мама, но куртка не подошла по размеру. Я хотела эту куртку купить. И тут же на меня посыпались противоречивые советы более старших дам:
— Если муж будет против покупки, ты ему назови более низкую цену, а разницу потом доложишь, как зарплату получишь.
— Мужу, наоборот, надо сказать, что куртка стоит дороже. А разницу оставишь себе на расходы.
— Если муж в принципе против покупки новых вещей, ты просто куртку спрячь в шкаф молча. А как дело до осени дойдет носить ее — скажешь, что она у тебя давно уже лежит. Не помнит же он всех твоих вещей?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В общем, идея врать мужу, обманом вести семейную бухгалтерию и вообще выкручиваться — она такая, очень сильно поддерживаемая в нашем обществе. Причем часто поддерживаемая и мужчинами. Я где-то уже писала, что подобные идеи традиционного устройства семьи (типа «муж голова, а жена — шея» и прочие мудрости про женскую хитрость и мудрость) идут от того, что традиционно женщина выходила замуж за малознакомого мужчину, которому было плевать на ее благополучие, а иногда он и вовсе мог быть враждебно настроен по отношению к ней (ну, если, например, родители женили силой).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понятно, что при таких исходных данных нужно было приложить массу усилий, чтобы выжить и в более-менее нормальных условиях вырастить потомство. Но оказывается, и сегодня, когда мы сами выбираем себе партнеров и вольны жить с кем хотим, когда сами зарабатываем деньги, когда сами распоряжаемся финансами, имуществом и судьбой, идея двойной семейной бухгалтерии, идея необходимости внутрисемейного обмана до сих пор очень популярна. Причем старшие женщины продвигают эти идеи среди младших с исключительно благими намерениями.

Сумка как инвестиция

Второй аспект, который, несомненно, очень важен — это идея статусной вещи и вещи-инвестиции. Из года в год глянцевые журналы и прочие стилистически-образовательные ресурсы продвигают среди своей аудитории идею статусного потребления. Если уж не одежды, то аксессуаров точно. Сколько раз я слышала и читала о том, что именно сумка определяет статус женщины, ее стильность и вообще ее «цену».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я не знаю, если честно, что подразумевает большинство людей, когда говорит о статусе. Тем более в плане сумок и других аксессуаров. Лично я часто ношу очень дешевые сумки, сделанные локальными мастерами, или сумки из недорогих магазинов. Я люблю, когда у меня сумок много, я могу их часто менять. И если какая-то приходит в негодность — меня не сильно этот факт расстраивает. Да, я могу купить понравившуюся модель в более дорогом сегменте, но вряд ли я буду при этом думать о том, что такая сумка повысит мой статус в глазах окружающих. Но даже при покупке дорогой сумки я буду стараться остаться в рамках своего бюджета. Сумка в кредит, как, впрочем, и любой потребительский кредит, кажется мне самым глупым финансовым поступком, который только можно представить себе. И свидетельствовать такая сумка (как и много других кредитных «статусных игрушек») будет не о статусе, а о финансовой неграмотности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, когда говорится о высшей планке люксовых марок, часто речь идет в контексте того, что подобная покупка — это инвестиция. Вот купите вы «крокодиловую биркин» в редком цвете, положите в шкаф, а через десять лет продадите втрое дороже.

Может быть, с «крокодиловыми биркин» это правило работает. Не знаю, если честно, я еще не доросла до подобного уровня затрат на сумки. Но меня пугает то, что вполне себе обычные женщины воспринимают подобные советы как руководство к действию, только с поправкой на свой бюджет. И покупают самые дорогие сумки, которые могут себе позволить. Но только вот реальная ценность таких сумок невысока, с годами они устаревают, а не дорожают. Я уже молчу о том, что если это единственная люксовая сумка, которую женщина таскает и в пир, и в мир, ездит с ней в общественном транспорте (а там она не только вытирается в толкучке, но еще и порезать могут) — то сумка и придет в негодность быстрее, чем от нее того ожидалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, в случае с героиней статьи, которая начала сдавать сумку в аренду, как раз можно сказать, что это и есть инвестиция. Осталось только найти достаточное количество клиенток для подобного бизнеса. Впрочем, я думаю, в нашей стране, где часто так важно «казаться», а не «быть», с этим проблем не должно возникнуть.

Сумка, которую купила винницкая учительница, стоит шесть ее зарплат. И в этом отношении интересно было бы обсудить и наш исторический опыт, наследие советского времени. Тот самый опыт, из-за которого сама идея покупки вещи с ценой, превышающей твой доход, не кажется абсурдом. Годы тотального дефицита, понятия «фирма», «выбросили», «фарца» привели общество к тому, что есть вещи, за которые вполне нормально переплатить. Потому что в обществе есть спрос и готовность платить такую цену. Количество востребованных обществом товаров было так мало, товары эти были так труднодоступны, что предельная полезность этих товаров практически не снижалась долгое время. Что, несомненно, отражалось и на цене. Поэтому в порядке вещей было купить «фирмовые» джинсы за 200 рублей, даже если твоя зарплата составляла всего 150. Цена большинства желаемых вещей была очень высока сравнительно с зарплатами. Но при этом количество этих вещей было невелико. И носились такие вещи годами, если не десятилетиями. Когда я уже в конце девяностых пошла в десятый класс, я обнаружила дома в шкафу югославские сапоги, которые когда-то носила моя мама и которые были отложены с мыслью, что наступит время и такие хорошие импортные сапоги несомненно сослужат мне хорошую службу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В целом в то время и тренды держались гораздо дольше, поэтому подобный подход считался вполне в порядке вещей. Сегодня же, в эпоху fast fashion, когда тренды меняются каждый сезон, переплачивать столь большие суммы за вещи не имеет смысла. Часто может случиться так, что эти вещи просто не успеют «отработать» свою цену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я для себя придерживаюсь формулы «цена за выход». Когда я планирую купить вещь, я прикидываю, как часто я буду ее носить. И во сколько мне примерно обойдется каждый выход в этой вещи. Например, вечерние туфли за сто долларов, которые я надену три раза в год, — это примерно по 33 доллара за выход. А хорошие повседневные сандалии или босоножки, которые стоят 100 долларов, я буду носить как минимум все лето. Не каждый день, но не меньше двадцати раз надену точно. В итоге цена за один выход получается всего 5 долларов. Именно такими расчетами я руководствуюсь при покупке вещей, когда прикидываю, стоит ли платить за конкретную вещь заявленную цену.

Ну и последнее, что я бы хотела отметить: невысокая цена сумки, которую купила учительница. На официальном сайте Louis Vuitton нижняя планка на сумку начинается с 900 долларов. Заявленные же в статье десять тысяч — это чуть меньше, чем пятьсот. Хотелось бы верить в то, что женщина просто нашла подержанный экземпляр в хорошем состоянии (и то, что такой экземпляр стоит меньше, чем новые сумки сегодня, уже однозначно говорит о том, что этот предмет не работает как инвестиция или капиталовложение). Но увы, нельзя исключать и вероятность того, что это просто копия очень хорошего качества. Желая купить дорогую, статусную вещь, женщины, привыкшие к покупкам в чуть более низком сегменте, не обладают экспертными знаниями по оценке оригинальности такой вещи, по оценке качества. И этим активно пользуются те, кто предлагает купить мечту за недорого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ