«Я стилист, я так вижу»: рассказ от первого лица о том, как работает стилист
Недавно я была с клиенткой в примерочной, и ко мне обратилась незнакомая женщина из соседней кабинки. «Не маловата мне блузка?», — спросила она, с очень довольным и собой, и блузкой видом, поворачиваясь к зеркалу то одним, то другим боком и пытаясь заглянуть себе за спину. Ну что там была за блузка? Дрянь, прямо скажем. Рукавов нет (а в наличии полные руки и подмышки, привет!), а кружева с выбитыми на станке и плохо обработанными дырками есть. Короче, сказать о ней было нечего.
Не то чтобы я никогда не давала бесплатных советов (читатели моего блога не дадут соврать), но советы я даю тем, кто хочет и готов их получить. Чтобы убедить без пяти минут обладательницу блузки в том, что ее выбор выглядит неудачно (а не «свеженько, смотрите, да?» и не «а кружева какие нарядные, прелесть!»), мне нужно было бы вывести женщину из примерочной, усадить перед собой, пару часов рассказывать о своем видении красоты и моды, а потом вести ее, ошалевшую, надо полагать, от такого моего непрошеного внимания, снова в магазин и предлагать альтернативы. Чтобы всего этого не делать, я честно промямлила, что блузка, да, маловата. Покупательница примерила блузку побольше (конечно, сидела она не лучше, потому что, говорю же, дрянь была вещь), потом снова поменьше. И с видом победительницы сообщила мне, что правильно ей всегда говорили: нужно полагаться на свой вкус, а не на чужой. И ушла с покупкой (и, наверное, ощущением, что ну и дураки же те, кто слушают каких-то девиц, которые маленькую вещь от большой отличить не могут).
И вот недавно мне задали два очень интересных вопроса: «как вы определяете, что вашему клиенту подходит вещь?» и «как вы успеете узнать, что за человек ваш клиент и что ему нужно, если не проводите с ними многочасовые предварительные разговоры?» Ответ (и мораль истории с блузкой в примерочной): я, как и другие хорошие стилисты, определяю с помощью своих глаз, что клиенту идет, а что нет (для этого мне не нужно знать их биографию, подробности личной жизни и литературные предпочтения, поверьте). Про важность развитого (и тренированного) художественного зрения я уже писала.
А вопросы появляются, когда мы путаем процесс собственно работы и процесс адекватной доставки нашего мнения клиенту. Как убедить незнакомого человека в том, что вы не советуете ему всякую ерунду? Как быстро заставить перейти на свою сторону? Как мне было бы убедить женщину с блузкой в моей правоте (и сделать это, если я не хочу сходу ей сообщить про ее некрасивые подмышки)? Конечно, проще всего сослаться на какую-то наукообразную схему, согласно которой «видите, у вас овал лица типа "диамант", вам подходят вещи с заостренными линиями». Другой путь — разговорить этого человека, заставить его рассказать о себе, подвести его к мысли о том, что вы предлагаете ему блузку на основе информации о нем (выглядит, на первый взгляд, солиднее, чем чьи-то там тренированные глаза).
Но я еще раз повторю, что это не работа стилиста и не ее суть. Это сироп с тем или иным вкусом, с помощью которого некоторые доктора убеждают некоторых пациентов проглотить более-менее полезные пилюли. Мне очень жаль, если кто-то всерьез работает, не полагаясь на свои глаза и не уделяя достаточное внимание их развитию. Получается, что они предлагают довериться слепому стилисту, который выучил наизусть какую-то схему и будет клиента под эту схему подгонять.
Ну а как же тогда убедить клиента? Как обосновать свое мнение? Мой рецепт (он наверняка не единственный, но за него я точно ручаюсь) таков: подход и мировоззрение стилиста клиент должен понимать до того, как он оплатит услугу. Он должен доверять ему до того, как ее приобретет. И совершенно не стоит скрывать, как много стилист делает для того, чтобы его мнение было ценным: развивает художественное видение, изучает процессы, происходящие в мире, работает над преодолением своих стереотипов, чтобы избавить от них и клиентов.
Ванда Вонг, автор блога Vandastyle
Фото: East News, Shutterstock