Право на анонимность: почему взаимоуважение — это важно
Все мы так или иначе живем в цифровом мире, постим свою и чью-то чужую жизнь. Первосентябрьская лента — это не только портреты наших собственных детей, но и групповые фото и видео. Торжественные линейки, первый звонок, кто-то под замок выкладывает родительские собрания...
Когда безобидное протоколирование действительности перестаёт быть безобидным? Где на групповом школьном снимке проходит та черта, которая отделяет коллективное от частного? В какой момент, выложив у себя в Инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) мимимишное видео с детского утренника, вы нарушите чьи-то права?
Видео «Белочка на утреннике» облетело весь интернет и сейчас доступно на всех возможных каналах и в социальных сетях. Вы наверняка его видели: девочка в костюме белки присоединяется к выступлению гимнастки в розовом трико и снимает все сливки — внимание и буквально всенародную славу. Представив себя матерью белочки, скажу, что я не была бы против. Может, даже запульнула бы ролик сама.
Ну а что такого?.. Было же, пусть посмеются и те, кто не видел. Но я знаю тех, кто был бы против.
— Я тем самым как бы нарушаю права своих детей, — говорит моя приятельница. — Ну вырастут большими, пусть заводят себе аккаунты и выкладывают туда то, что захотят.
— Я вообще нигде не свечусь, — объясняет другая моя знакомая. — И у меня нет на это каких-то специальных причин или там позиции. Просто не хочу. Столько мусора в интернете, не хочу вообще там быть.
Но большинство из нас тем или иным образом идентифицируется со своими аккаунтами. Даже если вы не публичная личность, Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) или страничка на Фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) (ровно как их отсутствие) скажут о вас больше, чем любая визитная карточка.
— Я дизайнера себе нашла через Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), — рассказывает одна моя подруга. — Не говоря уж про все остальные покупки и услуги. Да что там, я и учителя по Инстаграму (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) выбирала!.. Попали в класс по распределению, и я, помимо наведения справок, заглянула и в Инсту будущей учительницы. Офигела! Учительница с таким уровнем интеллекта, который демонстрировали ее бесконечные себяшки, нам точно не нужна. Поменяла — и счастлива! Я и всех новых знакомых сразу пробиваю, и друзей детей. И на детей подписана, конечно же.
Чем дальше, тем больше стирается грань между цифровой реальностью и обычной жизнью. Вот ты вышла утром за хлебом в халате, а спустя пару минут обнаруживаешь себя в стритстайл-отчёте с тэгом «умригвасалия», с грустью осознавая, что тренд на антикрасоту кого-то уже достал, а ты стала случайной мишенью (и совершенно не обязательно быть суперзвездой мирового уровня, чтобы попасться). Или случайно натыкаешься на себя в сториз паблика, на который подписана. «Мясорубка на пляже», — сообщает паблик.
— Мы с друзьями все переругались после одной такой сториз, — делится переживаниями знакомая. — Договорились выпить вечером и пойти в караоке. Только один наш друг сказал жене, что встречается с коллегами обсуждать рабочие вопросы, а другой соврал начальнику, что не сможет подменить коллегу. Жена друга и начальник находят видео в сториз, где мы в полночь, выпив явно больше, чем следовало бы, веселимся в караоке. Ой, что было...
Сториз в Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) становится реальнее самой реальности. Вот вас нет нигде в соцсетях, но весь город посмотрел ролик, как вы впервые встали на гироскутер. «Я так ржал», — говорит тебе в лифте симпатичный сосед.
Сториз рассказывает о нас то, что мы сами о себе не знаем. Это, по сути, то самое кривое зеркало из сказки. Выпав из рук своего создателя, оно разлетается на тысячи осколков, усиливая и множа как безобразное, так и прекрасное.
Но вернёмся к белочке. Что, если родители девочки против того, что ролик гуляет по Сети? Или она сама? Или гимнастка в розовом? Или воспитательница, которая тоже словила свой кусок всенародного внимания? Или мама мальчика Пети - вон там, в третьем ряду справа пол-лица торчит?
Отдав ребёнка в школу, я оказалась в эпицентре именно такой истории. Я веду паблик о городе, в котором живу. Сознательно в шутливой манере и тщательно фильтрую то, что размещаю на предмет «Что именно я множу?». Ролик о Дне знаний, не содержащий никаких оценочных суждений, между тем, вызвал бурю протеста среди родителей.
«Это капец! Какое имеете право обсмеивать наш класс? Это такое 1 сентября вы устроили нам? — писали родители в общем чате в "Вотсапе". — Вы вынесли это на суд общественности. Обсмеяли школу, батюшку, директора, наших детей, родителей!»
В этом и дело. В обрамлении наших телефонов и в чьей-то чужой редакции мы начинаем воспринимать происходящее другими глазами. Вовсе не обязательно, что ваш милый кроха, измазавшийся шоколадом, покажется милым вашим подписчикам. Как и ваша попа в трусах в примерочной, как ни жаль. Мир поделился на хейтеров, лайкеров и воздержавшихся.
А ещё на тех, кто делает перепост всякого трэша, мемов и жаб, непроверенных призывов помочь бездомным (кто хоть раз отзывался с целью помочь, тот в теме), объявлений о пропавших детях, которые ещё в прошлом году нашлись и были выпороты родителями, и прочее. Или тех, кто сам создаёт свой контент. Или вообще вне игры (вернее, думает, что вне). Но во всех случаях остаётся вопрос ответственности «за базар».
И тут вопрос к содержанию. Не надо и напрягаться, чтобы выразиться как-то изящно и остро на тему школьного двора на торжественной линейке, который завален рулонами с газоном. Достаточно просто выложить видео, чтобы разгорелись жаркие споры на любую тему допустимости батюшки, окропляющего первоклашек святой водой.
«Так ведь курбан байрам!» — негодовали одни. «А разве мы не светское государство? Давайте тогда и буддистов уважим, и атеистов, и мусульман, и уж пранаедов тогда!» — рассуждали другие. «Где бюджетные деньги? Почему мы снова сдаём на прописи, наглядные пособия, новые двери, сплит-систему? Глава края выступил с заявлением, что учебники и прописи бесплатно!» — сетовали третьи.
Достаточно искры, чтобы разгорелся пожар, - так много в нас претензий. К соседу, к муниципалитету, к президенту, к мироустройству вообще. Даже если безобидные себяшки могут понаделать шума вплоть до обвинений в каких угодно грехах — от шовинизма до растраты казенных средств, что уж говорить о высказывании на острую социальную тему. Школа, например. И шире — система образования сегодня.
Облив грязью блогершу-жену олигарха, шумных соседей или ТСЖ, нам кажется, что мы «порешали» проблему. Ну или по крайней мере что-то сделали. Нам легчает, мы же выпустили пар.
Хочется нам этого или нет, но наши реакции посредством комментирования тоже выдают нас с потрохами, показывая далеко не только уровень грамотности или навыки ведения беседы, но куда как больше. «Что у корреспондента Сковороды с головой? Сковородой отбили?» — не стесняется в выражениях одна из мам.
Подумав, что есть разница между «некое абстрактное всеобщее первое сентября» и «первое сентября в классе Х школы номер Х города Х», я удалила ролик и принесла извинения родителям, чьи чувства оказались задеты. Вполне понятно, когда конкретная мама не хочет, чтобы в ролике о школе 1 сентября фигурировал конкретный ребёнок — ее собственный ребёнок. Другое дело, что это верхушка айсберга. И выложи я все то же самое с подписью «Как всё было зашибись!», нашлись бы те, у кого совсем другой взгляд на происходящее: «Зашибись? Вы что, стебётесь?»
Когда мы не хотим в чем-то самим себе признаться, а нам тычут это в лицо, самое простое и понятное — закидать камнями обидчика. «Что ты всё про деньги?! Да умею я ими распоряжаться!» — кричу я благоверному, в глубине души зная, что не умею, и сама же себя ругая за это.
«Да купила она себе пользователей! А у меня просто времени нет этим заниматься!» — скрипит зубами знакомая про одну нашу с ней общую приятельницу, у которой многочисленные тысячи подписчиков и аккаунт приносит ощутимый доход. Поэтому мне понятна реакция родителей, мне кажется. Еще и поэтому я удалила ролик: все мы люди и неплохо бы быть добрее друг к другу. Терпимее и деликатнее.
Ну и мне было бы чисто по-человечески приятно, если бы кто-то другой удалил пост с нелицеприятной мной, возникни такая ситуация и попроси я об этом. (А я иллюзий касательно своей персоны не строю, могу на импульсиве выдать такого гопака!) Впрочем, удалить пост не значит решить проблему или изменить ситуацию.
Где та грань, когда сделав общедоступным групповой снимок, ты нарушаешь права тех, кто на снимке? Когда не поставил на обратной стороне подписи в знак согласия на публикацию? Урок, который дают нам соцсети, — урок взаимоуважения.
И это касается не только тех, кто выкладывает пост, или тех, кто комментирует. Вы же не думаете, что, выложив у себя в аккаунте призыв пойти громить соседний ларёк или выйдя в одном исподнем утром за сигаретами, или, например, собирая с родителей своих учеников деньги на организацию красного уголка с портретами вождей, останетесь незамеченными для сколь-нибудь широкой общественности?..
Тася Федина