Фрида Кало, Кэтрин Хепберн, Джеки Кеннеди: повторяем образы икон стиля сегодня
Так исторически сложилось, что, прежде чем создать коллекцию, дизайнер ищет себе музу. Чаще всего эта честь достается актрисам, певицам, первым леди и деятелям культуры. Вспомним творческий союз Юбера Живанши и Одри Хепберн, которая пересекла океан лишь для того, чтобы кутюрье согласился сшить наряды для романтической комедии «Сабрина», в которой она снималась. Или Ив Сен-Лорана и его знаменитый тренч для «дневной красавицы» в исполнении Катрин Денев. По какому же принципу ведется отбор? Просто эти женщины одевались не так, как все остальные. Неделя моды в Париже всегда отличалась ностальгическим характером, поэтому дизайнеры с удовольствием цитируют образы икон прошлого, надеясь посягнуть на вечность. Давайте рассмотрим каждую попытку и сделаем вывод, насколько удачным оказался эксперимент.
Образ: Жозефина Бейкер
Исполняет: Talbot Runhof
Она считала себя скорее интересной, чем красивой, зато умела вращать бедрами с такой скоростью, что у публики отвисала челюсть. Когда Жозефина Бейкер дебютировала в 1926 году в самом популярном парижском кабаре, модельеры стали предлагать ей различные эскизы роскошных платьев, украшенных перьями и сверкающими драгоценностями, но танцовщица отклонила все. Её душа требовала чего-то веселого, например юбки из бананов.
Так и случилось: в декорациях джунглей босая Жозефина двигалась, как тигрица на охоте, а затем пустилась в пляс. Тогда зал взорвался смехом, а зачинщица эксперимента ответила: «Я хотела, чтобы люди стряхнули свои заботы, как собака стряхивает блох». На удивление это сработало. Женщины поголовно стали делать короткие стрижки, наносить темный тональный крем и танцевать чарльстон. Они почувствовали себя такими же свободными, как Жозефина. Впервые во Франции быть чернокожей стало модно.
Однажды модельер Поль Пуаре пригласил Жозефину на частный показ. Уверенный в своем могуществе, он показывал ей платье за платьем, но мисс Бейкер оставалась абсолютно равнодушной. В конце концов она попросила дать ей ручку и бумагу и очень ловко несколькими штрихами набросала простое прямое платье с оборками по подолу. Выходка Жозефины шокировала всех собравшихся, но модельеру такая дерзость понравилась. Он сказал что-то вроде: «Вы приняты на работу... Я назову это платье La Robe Josephine Baker». Так бледно-розовое платье с двумя рядами оборок приобрело популярность у парижской элиты.
Как вы поняли, Жозефина была довольно экстравагантной дамой и старалась поддерживать царственный имидж, облачаясь в перья и увешивая себе жемчугами. Конечно, модели на показе Talbot Runhof не выгуливали леопардов по Елисейским Полям, но выглядели под стать легенде эпохи джаза. Все образы были построены на разнообразных платьях, которые сверкали и переливались в свете софитов. Зеркальная бахрома напоминала знаменитые оборки, а её динамичный нрав отчасти воскрешал озорное поведение юбки из бананов.
Весьма интересным мне показалось сочетание бледной лаванды и неонового желтого. В конце дефиле на скромных платьях красовалось леопардовое пятнышко, напоминая нам, что муза коллекции обладала характером хищницы. Современным поклонницам Жозефины дизайнеры предлагают сочетать блеск декора с более консервативным твидом.
Образ: Кэтрин Хепберн
Исполняет: Balenciaga
Кажется, единственной модницей, которая предпочитала строгие брюки женственным платьям, была актриса Кэтрин Хепберн. Руководители киностудии хваталась за голову, когда она появлялась на съемочной площадке, одетая как мальчишка. В «золотой век Голливуда» (то есть 30-е — 40-е годы) женщинам полагались яркая помада, подвязки, чулки и юбка приличной длины. А долговязая Кэтрин носила безумного вида брюки и свободные свитеры, подколотые английскими булавками. Говорят, однажды джинсы испарились из гримерки. Когда хозяйка несчастного предмета одежды обнаружила их пропажу, то пригрозила выйти на площадку обнаженной, если их не вернут. Сначала руководство не поверило, но Кэтрин сдержала слово и выбежала в одном шелковом белье. Больше с ней так не шутили.
Актриса выработала образ девчонки-сорванца ещё в детстве, когда была веснушчатой рыжей егозой. От своих бунтарских наклонностей она отказываться не собиралась. В те времена, когда главный спортивным достижением юной благовоспитанной леди была способность поднять чашку чая, Кэти ныряла со скал и играла в гольф лучше мальчишек.
Её любимым нарядом для проделок были брюки и свободная белая рубашка, украденная из шкафа брата Тома. Высокие каблуки и чулки она называла изобретением дьявола. В интервью с Кельвином Кляйном она признавалась, что юбки безнадежны. Тем не менее в костюмах Кэтрин всегда чувствовалась женственная мягкость. Если она надевала жакет, он был всегда приталенным и украшенным красивыми пуговицами.
Не удивительно, что самый прозорливый дизайнер индустрии Демна Гвасалия воскресил образ хулиганки Хепберн. Он даже перенес характерные составляющие её образа на парней, которые выхаживали в джинсах в шашечку. На девушках были костюмы сдержанных оттенков из роскошной ткани. Единственный элемент, от которого креативный директор модного дома Balenciaga избавился, — пуговицы на жакетах. Вместо этого он дал полную свободу плечистым созданиям и дисциплинировал ситуацию стрелками на брюках. Получилось бесподобно, а главное – подходит женщинам и мужчинам.
Образ: Фрида Кало
Исполняет: Elie Saab
Самая загадочная художница XX века тоже получила статус иконы стиля из-за своих пестрых мексиканских юбок и ободков из цветов. Любое испытание судьбы она трансформировала в произведение искусства и считала, что даже ноги ей не нужны: «Зачем они мне, если у меня есть крылья, чтобы летать?»
Все знают печальную историю, как девушка попала в аварию: трамвай, в котором она ехала, врезался в грузовик. В результате столкновения её позвоночник был поврежден в трех местах, сломаны ребра, правая нога и ключица раздроблены. Врачам пришлось собирать её тело буквально по кусочкам, словно в процессе фотомонтажа. Лежа на больничной койке, она взяла в руки кисти и краски и начала создавать подлинные шедевры, в том числе и в отношении своего стиля. Увидев Фриду на улице, люди шли за ней – так ярко и необычно она выглядела. Иногда к ней даже подбегали дети, чтобы спросить, где выступает цирк. Но больше всего поражали её брови — густые, широкие, сросшиеся на переносице и напоминающие крылья птицы, а ведь тогда в моде были выщипанные «ниточки».
После путешествия в Нью-Йорк её настигла слава. В 1939 году французский Vogue поместил на обложку фотографию рук Фриды с множеством колец. В том же году один из самых знаменитых модельеров Эльза Скиапарелли разработала модель в стиле художницы и назвала её платьем мадам Риверы.
Сегодня влияние Фриды ощущается в богемном шике, в платьях, юбках и блузах с вышивкой и сложных прическах из кос. Но мне кажется, что его черты можно разглядеть в новой коллекции Elie Saab, где цвета и сюрреалистичные паттерны взаимодействуют так же смело. Относительно солнечной Мексики цветовая палитра мрачновата, но тем самым дизайнер отразил трагическую судьбу Фриды и колорит её души. Платья в пол выглядят одновременно торжественно, но при этом эфемерно легки и оптимистичны. Фрида любила на своих картинах изображать сердце, и дизайнер учел эту особенность её творчества, поместив символ любви в самый центр декольте.
Образ: Жаклин Кеннеди
Исполняет: Nehera
Идеальная концентрация снобизма и романтизма – вот две составляющие стиля Джеки Кеннеди. Когда ты первая леди страны, очень сложно выразить себя с помощью одежды. Кстати, Жаклин ненавидела этот титул - ей казалось, что он звучит примерно как «скаковая лошадь». Она никогда не была дрессированной лошадкой, но при этом была достаточно умна, чтобы понимать, что супруга президента должна одеваться эффектно и элегантно.
В 60-е годы дамы в обязательном порядке носили шляпы с изящными вуалями и украшениями из цветов и перьев. Джеки терпеть не могла громоздкие головные уборы, тем более у нее были основания для ненависти: непропорционально большая для роста голова в сочетании с гигантской шляпой выглядела ужасно. Совсем другое дело – шляпа-таблетка, маленькая, с плоским верхом. В 50-е годы подобные не пользовались популярностью, но инаугурация Джона Кеннеди поменяла расклад дел — теперь их стали восхвалять абсолютно все американки.
Однажды Джекки нечаянно примяла шляпку, выходя из машины. Образовалась вмятина, но все решили, что так было задумано, поэтому бросились к портным выпрашивать аналог.
Удивительно, но в семье Кеннеди не считали, что стиль Джеки привлечет внимание стольких женщин. Наоборот, все думали, что все сочтут её невероятной снобкой. Но тем не менее публика искренне полюбила первую леди, потому что она носила одежду от известных модельеров, делала стильную пышную прическу, говорила по-французски и охотилась на лис. Одевалась она всегда элегантно и смело: изящные прямые платья, костюмы от Олега Кассини, большие темные очки и лодочки на низком каблуке. Только после трагического убийства мужа из гардероба Джекки исчезли пастельные цвета, она постоянно носила маленькое черное платье и огромные очки, чтобы папарацци было трудно запечатлеть ее лицо.
В новой осенне-зимней коллекции – 19/20 бренд Nehera на примере трикотажных комплектов бежевого оттенка ностальгирует по наряду Джеки на церемонии инаугурации в Белом Доме. Тогда она сделала первые шаги в новую жизнь в бежевом шерстяном пальто и шляпке-таблетке того же цвета. Сейчас головные уборы не пользуются такой бешеной популярностью, как раньше, если это не балаклава или кепка, но в стилистику образа первой леди дизайнеры попали за счет монохромных образов, выполненных из благородных тканей.
Платья и костюмы здесь более раскрепощенные, чем в 60-х, зато, как и раньше, проповедуют строгость и благородную деятельность своей обладательницы. Пальто приталенные, застегнуты на все пуговицы. Мне кажется, в новом сезоне Джеки точно понравилось бы белоснежное платье-футляр, дополненное косынкой, тем более что в повседневных образах она предпочитала платки-каре от лучших модельеров своего времени.
Арина Яганова