Реки и каналы
Рассказ питерского экскурсовода: все о водных маршрутах и секретах Петербурга.
13 лет назад (!) я провела свою первую экскурсию по рекам и каналам Петербурга. Пока все эти годы кто-то невидимый за моей спиной отрывал листки календаря, я работала в офисе и на фрилансе. Была пьяняще свободной и невероятно замужней. Предпочитала Стогова Мураками, кофе – чаю, суши – тирамису. Лето случалось то жарким, а то дождливым, я была то блондинкой, то брюнеткой. Катера сменяли теплоходы. Мир сотрясали дефолты и кризисы. Вчерашние матросы становились капитанами. Туристы из Саранска и Житомира, как и прежде, спешили увидеть белые ночи. Я спешила им в этом помочь.
За 13 лет я пропустила лишь две навигации – сначала дочь сидела у меня внутри, потом висела на мне снаружи. Как только она встала на свои толстенькие ножки (они дрожали и подгибались, как у теленка), мои ноги (их уже было не остановить) понесли меня на набережную. Странно... За 13 лет мой взгляд не замылился. Я не устаю восхищаться солнцем, когда оно садится за Меншиковский дворец. Я замолкаю, когда наш теплоход приближается к Спасу-на-Крови, – порой лучше молчать, чем говорить. Я не верю себе, когда ночью из Зимней канавки выходишь в Неву, а там – «мосты повисли над водами», а под мостами – праздничная суета кораблей и корабликов. Петербург – город на воде: расположенный на 42 островах, он омывается 68 реками и каналами, через которые (по данным Комитета по благоустройству и народному хозяйству) переброшено 403 моста, причем (это важно!) 22 из них – разводные. А посему глупо пренебрегать своими желаниями. И хоть один раз за лето (это минимум, максимум стремится к плюс бесконечности!) нужно забыть о ногах и колесах. И смотреть на набережные с палубы, удивляясь новым ракурсам и пропорциям. И запивать впечатления вином (соком, водой, растаявшим мороженым прямо из вафельного стаканчика), представляя, как это все выглядело сто, двести, триста лет назад и как этими же набережными и мостами будут восхищаться спустя еще триста лет наши кудрявые прапрапра... Правнуки. И правнучки. Невероятная мысль, правда?
Почему с воды?
...Потому, что это красиво. Иногда это красиво настолько, что не верится, что ЭТО сотворено человеком. ...Потому, что с воды – по-другому. Поднятый на пьедестал город поражает воображение. Заставляет замирать. Про ракурсы я уже сказала, но повторюсь, ибо ракурсы с воды – диссертационная тема. ...Потому, что это доступно. Цена билетов на катер или теплоход колеблется от 300 до 500 рублей. Аренда катера на компанию (до 25-30 человек) обойдется около 4000-6000 рублей за час. ...Потому, что это невероятно интересно. Пробираться сквозь пласты истории: вот «цветные» мосты на Мойке – привет из 18 века, вот набережная, пострадавшая от артобстрелов (несмотря на жаркий день – блокадный мороз по коже). Вот облокотился о парапет Михаил Боярский (показалось? не показалось? не показалось!!!). Вот Академия художеств – и сразу сонм времен и историй: сфинксы, что охраняли гробницу Аменхотепа III; покровительница искусств и ремесел богиня Минерва на куполе – уже третья по счету, первые две не сумели преодолеть огонь и медные трубы; те, кто здесь учился – Карл Брюллов, Илья Репин и бывший крепостной Андрей Воронихин; грифоны на гранитном спуске к Неве – погладишь левого по голове, шепнешь «Грифончик-грифончик, дай миллиончик» – авось и разбогатеешь. ...А главное, потому, что так было задумано автором, и эту задумку можно – сквозь века – разглядеть (с поправкой на невские мосты, которые Петр запрещал строить). Именно с воды можно увидеть, как развивалась навигация в городе. Как швартовали лодки к тяжелым металлическим кольцам. Как на каждые два имения на Фонтанке строили одну пристань. С чем соотносили высоту мостов. Что означают знаки – квадраты и треугольники. И, наконец, насущное: мы или они? У кого приоритет при повороте в Мойку – у тех, кто заходит сверху Фонтанки или снизу?
122 с половиной
Если спросить, сколько раз я произнесла фразу «122 с половиной метра», я не смогу ответить. Это очень высшая математика: 5 экскурсий в день умножить на 5 месяцев навигации вычесть несколько случайных летних выходных... Нет, не возьмусь. И сегодня я лишний раз не стану говорить про высоту Петропавловского собора и про размах крыльев ангела на шпиле (а размах что надо, кстати!). Цифры забудутся, останутся впечатления, фотографии, мечта повторить. Я пишу о том, что желательно увидеть с воды. Желательно-обязательно! И не грустите, если это не получится сделать за один присест:
1 Спас-на-Крови. С воды он выглядит совсем иначе. А если в сумерках – и вовсе.
2 Город со стороны Финского залива. Он совершенно не музейный и не пафосно-архитектурный. Скорее, он похож на эффектного и подтянутого незнакомца, занятого работой.
3 Арка «Новой Голландии». Что говорить? Это надо видеть!
4 «Аврора». Ради фана стоит прокатиться под цепями «Авроры», но для этого маневра придется нанимать индивидуальный катер.
5 Кронверкский пролив. Проходя по нему, будто впервые осознаешь фортификационное положение Петропавловки.
6 Зимняя канавка и выход в Неву – это самое петербургское впечатление на свете.
7 Памятник Чижику-Пыжику. Откуда же на него, 15-сантиметрового, еще смотреть, как не с воды?
Крутой маршрут
Карты и схемы маршрутов к этому номеру не прилагаются. Поверьте на слово: есть водные маршруты с заходом в Крюков канал и без него. С выходом в Неву. По Неве и Финскому заливу. К Северным островам. Вокруг Васильевского острова. Вся Фонтанка и весь канал Грибоедова. Ну и по умолчанию – Мойка и Зимняя канавка. Нужно не лениться, искать желаемое на разных пристанях, или составлять маршруты самостоятельно, собирать компанию, нанимать катер или теплоход, соотносить желаемое с правилами судоходства и... ...Семь футов по килем!
Под животом моста мы пили с ней вино...
Один из бытописателей города в середине XIX века писал: «В Петербурге есть много весьма замечательных мостов. Низший класс петербургского общества очень любит мосты... Он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением баржи или просто живописно облокотясь на перила, в продолжение нескольких часов кряду». Со времен внимательного бытописателя много воды утекло из Ладожского озера в Финский залив, но, как и прежде, петербургские мосты – всем мостам мосты. Вот только признаемся – их давно любят ВСЕ! Их любят и те, кто стоит на мостах и смотрит на тех, кто машет им с палубы теплохода. И те, кто сидит на палубе и машет тем, кто наверху – марширует на параде, веселится на карнавале, целуется безо всякого повода.
Мосты, что нужно увидеть с воды:
1 Три самых широких моста в Петербурге – Синий, Казанский и Певческий. Проходя под Синим, изучи его эволюцию и убедись сама – изначально мост был почти вполовину уже. Под Казанским будто попадаешь в другое измерение – загадывай желание! Под Певческим можно петь. Можно, конечно, и не петь. Но петь под Певческим – хороший тон. Учти.
2 Аничков и кони Клодта. Повод, чтобы отметить небольшую ширину Невского и по-новому оценить скульптурную композицию, взглянув на нее сначала с одной стороны, а потом – с другой.
3 Площадь Семи Мостов – перекресток Крюкова канала и канала Грибоедова. Где еще ты увидишь сразу семь мостов? Здесь – если у тебя все хорошо с устным счетом и с реакцией.
4 Экс-разводные мосты на Фонтанке: Ломоносовский и Старо-Калинкин. Все, как в 18-19 веках: целы и башенки, и цепи. Вот только жаль, что времена, когда эти мосты разводились, давно позади.
5 Твое лето прошло зря, если ты ни разу не «разводила» мосты. А вот если ты «развела» мосты с воды, считай, что город ответил взаимностью на твою любовь!
Случай на воде
Моя коллега Алена вела экскурсию для компании туристов из Москвы. Перед Певческим Алена рассказала, что мост получил свое название из-за расположенной рядом Капеллы и что петь под мостом – все равно что высовывать зачетку в форточку перед экзаменом. Удача не сможет не заметить. Гости улыбнулись и... попросили Алену спеть. А Алена как раз поет. И она спела. То есть СПЕЛА! Арию из «Хованщины». Говорят, Александрийский столп закачался. А москвичи оказались родственниками Дмитрия Хворостовского. И они вручили Алене такой гонорар, что она теперь каждый раз поет под Певческим мостом. От счастья. И в надежде.
Ложка дегтя и банка тушенки
В бочке меда не обойтись без ложки дегтя. Петербургский деготь – это наводнения. За 308-летнюю историю города их произошло более 300. Связаны наводнения не с осадками, как многие считают, а с юго-западным ветром, что дует со стороны Финского залива и нагоняет в город воду. Дни, когда наводнения врываются в Петербург, лучше не посвящать отдыху на воде. Это не то чтобы опасно, скорее, непредсказуемо. Хотя флер и адреналин, конечно, есть.
Случай на воде
Однажды уровень воды на Неве был чуть выше обычного. Незначительно. Когда зашли в Фонтанку, стало понятно, что ветер крепчает и вода повышается ежеминутно. Около Египетского моста случилось ожидаемое: «Поезд дальше не пойдет, просьба освободить вагоны». Под следующий мост катер не помещался. Под предыдущий – тоже. Туристы, думая, что капитан их разыгрывает, сказали, что будут сидеть в салоне, пока катер не вернется к Медному всаднику. (Вода спала на третьи сутки.) Через пару часов после вынужденной остановки туристы сжалились и отправились в ближайший магазин капитану за тушенкой.
Почему с воды?
...Потому, что это красиво. Иногда это красиво настолько, что не верится, что ЭТО сотворено человеком. ...Потому, что с воды – по-другому. Поднятый на пьедестал город поражает воображение. Заставляет замирать. Про ракурсы я уже сказала, но повторюсь, ибо ракурсы с воды – диссертационная тема. ...Потому, что это доступно. Цена билетов на катер или теплоход колеблется от 300 до 500 рублей. Аренда катера на компанию (до 25-30 человек) обойдется около 4000-6000 рублей за час. ...Потому, что это невероятно интересно. Пробираться сквозь пласты истории: вот «цветные» мосты на Мойке – привет из 18 века, вот набережная, пострадавшая от артобстрелов (несмотря на жаркий день – блокадный мороз по коже). Вот облокотился о парапет Михаил Боярский (показалось? не показалось? не показалось!!!). Вот Академия художеств – и сразу сонм времен и историй: сфинксы, что охраняли гробницу Аменхотепа III; покровительница искусств и ремесел богиня Минерва на куполе – уже третья по счету, первые две не сумели преодолеть огонь и медные трубы; те, кто здесь учился – Карл Брюллов, Илья Репин и бывший крепостной Андрей Воронихин; грифоны на гранитном спуске к Неве – погладишь левого по голове, шепнешь «Грифончик-грифончик, дай миллиончик» – авось и разбогатеешь. ...А главное, потому, что так было задумано автором, и эту задумку можно – сквозь века – разглядеть (с поправкой на невские мосты, которые Петр запрещал строить). Именно с воды можно увидеть, как развивалась навигация в городе. Как швартовали лодки к тяжелым металлическим кольцам. Как на каждые два имения на Фонтанке строили одну пристань. С чем соотносили высоту мостов. Что означают знаки – квадраты и треугольники. И, наконец, насущное: мы или они? У кого приоритет при повороте в Мойку – у тех, кто заходит сверху Фонтанки или снизу?
122 с половиной
Если спросить, сколько раз я произнесла фразу «122 с половиной метра», я не смогу ответить. Это очень высшая математика: 5 экскурсий в день умножить на 5 месяцев навигации вычесть несколько случайных летних выходных... Нет, не возьмусь. И сегодня я лишний раз не стану говорить про высоту Петропавловского собора и про размах крыльев ангела на шпиле (а размах что надо, кстати!). Цифры забудутся, останутся впечатления, фотографии, мечта повторить. Я пишу о том, что желательно увидеть с воды. Желательно-обязательно! И не грустите, если это не получится сделать за один присест:
1 Спас-на-Крови. С воды он выглядит совсем иначе. А если в сумерках – и вовсе.
2 Город со стороны Финского залива. Он совершенно не музейный и не пафосно-архитектурный. Скорее, он похож на эффектного и подтянутого незнакомца, занятого работой.
3 Арка «Новой Голландии». Что говорить? Это надо видеть!
4 «Аврора». Ради фана стоит прокатиться под цепями «Авроры», но для этого маневра придется нанимать индивидуальный катер.
5 Кронверкский пролив. Проходя по нему, будто впервые осознаешь фортификационное положение Петропавловки.
6 Зимняя канавка и выход в Неву – это самое петербургское впечатление на свете.
7 Памятник Чижику-Пыжику. Откуда же на него, 15-сантиметрового, еще смотреть, как не с воды?
Крутой маршрут
Карты и схемы маршрутов к этому номеру не прилагаются. Поверьте на слово: есть водные маршруты с заходом в Крюков канал и без него. С выходом в Неву. По Неве и Финскому заливу. К Северным островам. Вокруг Васильевского острова. Вся Фонтанка и весь канал Грибоедова. Ну и по умолчанию – Мойка и Зимняя канавка. Нужно не лениться, искать желаемое на разных пристанях, или составлять маршруты самостоятельно, собирать компанию, нанимать катер или теплоход, соотносить желаемое с правилами судоходства и... ...Семь футов по килем!
Под животом моста мы пили с ней вино...
Один из бытописателей города в середине XIX века писал: «В Петербурге есть много весьма замечательных мостов. Низший класс петербургского общества очень любит мосты... Он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением баржи или просто живописно облокотясь на перила, в продолжение нескольких часов кряду». Со времен внимательного бытописателя много воды утекло из Ладожского озера в Финский залив, но, как и прежде, петербургские мосты – всем мостам мосты. Вот только признаемся – их давно любят ВСЕ! Их любят и те, кто стоит на мостах и смотрит на тех, кто машет им с палубы теплохода. И те, кто сидит на палубе и машет тем, кто наверху – марширует на параде, веселится на карнавале, целуется безо всякого повода.
Мосты, что нужно увидеть с воды:
1 Три самых широких моста в Петербурге – Синий, Казанский и Певческий. Проходя под Синим, изучи его эволюцию и убедись сама – изначально мост был почти вполовину уже. Под Казанским будто попадаешь в другое измерение – загадывай желание! Под Певческим можно петь. Можно, конечно, и не петь. Но петь под Певческим – хороший тон. Учти.
2 Аничков и кони Клодта. Повод, чтобы отметить небольшую ширину Невского и по-новому оценить скульптурную композицию, взглянув на нее сначала с одной стороны, а потом – с другой.
3 Площадь Семи Мостов – перекресток Крюкова канала и канала Грибоедова. Где еще ты увидишь сразу семь мостов? Здесь – если у тебя все хорошо с устным счетом и с реакцией.
4 Экс-разводные мосты на Фонтанке: Ломоносовский и Старо-Калинкин. Все, как в 18-19 веках: целы и башенки, и цепи. Вот только жаль, что времена, когда эти мосты разводились, давно позади.
5 Твое лето прошло зря, если ты ни разу не «разводила» мосты. А вот если ты «развела» мосты с воды, считай, что город ответил взаимностью на твою любовь!
Случай на воде
Моя коллега Алена вела экскурсию для компании туристов из Москвы. Перед Певческим Алена рассказала, что мост получил свое название из-за расположенной рядом Капеллы и что петь под мостом – все равно что высовывать зачетку в форточку перед экзаменом. Удача не сможет не заметить. Гости улыбнулись и... попросили Алену спеть. А Алена как раз поет. И она спела. То есть СПЕЛА! Арию из «Хованщины». Говорят, Александрийский столп закачался. А москвичи оказались родственниками Дмитрия Хворостовского. И они вручили Алене такой гонорар, что она теперь каждый раз поет под Певческим мостом. От счастья. И в надежде.
Ложка дегтя и банка тушенки
В бочке меда не обойтись без ложки дегтя. Петербургский деготь – это наводнения. За 308-летнюю историю города их произошло более 300. Связаны наводнения не с осадками, как многие считают, а с юго-западным ветром, что дует со стороны Финского залива и нагоняет в город воду. Дни, когда наводнения врываются в Петербург, лучше не посвящать отдыху на воде. Это не то чтобы опасно, скорее, непредсказуемо. Хотя флер и адреналин, конечно, есть.
Случай на воде
Однажды уровень воды на Неве был чуть выше обычного. Незначительно. Когда зашли в Фонтанку, стало понятно, что ветер крепчает и вода повышается ежеминутно. Около Египетского моста случилось ожидаемое: «Поезд дальше не пойдет, просьба освободить вагоны». Под следующий мост катер не помещался. Под предыдущий – тоже. Туристы, думая, что капитан их разыгрывает, сказали, что будут сидеть в салоне, пока катер не вернется к Медному всаднику. (Вода спала на третьи сутки.) Через пару часов после вынужденной остановки туристы сжалились и отправились в ближайший магазин капитану за тушенкой.
Продолжение следует
«Завершается наша экскурсия» — чуть грустно говорю я в микрофон, заканчиваются-темнеют белые ночи, лето сменяется осенью, закрывается навигация. Чтобы начаться вновь. Мне кажется, еще много навигаций у меня впереди. Конечно, могут быть перерывы на год-другой и на одну-другую новую дочь. Я не романтик, нет. Я знаю все про жизнь, цены на солярку и мосты, которые разводятся в тот самый миг, когда ночное такси берет на них курс. Но пока город стоит на 42 островах и пока их омывают 68 рек и каналов, я не могу пропустить лето мимо себя. И я смотрю на город с воды – и не могу насмотреться. Лето в разгаре. Пусть мое счастье улыбнется и тебе тоже. До встречи?
Случай на воде
В конце экскурсии 5-летняя девочка с хвостиками сказала: «У меня два вопроса. Во-первых, почему в Кунсткамере не сохранилась традиция наливать водку гостям, как при Петре Первом? И во-вторых... во-вторых я забыла. Так почему традиция не сохранилась?»
Увы. Водку в Кунсткамере действительно уже не наливают всяк входящему. Тем более ее не наливают всяк вступающему на борт прогулочных катеров. И все же – ступай на борт! И, если интересует, спрашивай. Я призываю «Спрашивай!» от лица всех петербургских экскурсоводов, которые только за это лето сто миллионов раз ответили на вопросы: «Мы пройдем все-все-все реки и каналы?», «А правда, что два Исаакиевских собора на этом месте уже провалились в болотистую почву, и этот, третий, тоже скоро провалится?», «А мы увидим дом, где живет Ксения Собчак?».
P.S. Ах, да! Приоритет, конечно, у тех, кто движется по течению. То есть при повороте с Фонтанки в Мойку выигрывает тот, кто идет со стороны Летнего сада. А потом уже повернут остальные.C Ира Форд«Завершается наша экскурсия» — чуть грустно говорю я в микрофон, заканчиваются-темнеют белые ночи, лето сменяется осенью, закрывается навигация. Чтобы начаться вновь. Мне кажется, еще много навигаций у меня впереди. Конечно, могут быть перерывы на год-другой и на одну-другую новую дочь. Я не романтик, нет. Я знаю все про жизнь, цены на солярку и мосты, которые разводятся в тот самый миг, когда ночное такси берет на них курс. Но пока город стоит на 42 островах и пока их омывают 68 рек и каналов, я не могу пропустить лето мимо себя. И я смотрю на город с воды – и не могу насмотреться. Лето в разгаре. Пусть мое счастье улыбнется и тебе тоже. До встречи?
Случай на воде
В конце экскурсии 5-летняя девочка с хвостиками сказала: «У меня два вопроса. Во-первых, почему в Кунсткамере не сохранилась традиция наливать водку гостям, как при Петре Первом? И во-вторых... во-вторых я забыла. Так почему традиция не сохранилась?»
Увы. Водку в Кунсткамере действительно уже не наливают всяк входящему. Тем более ее не наливают всяк вступающему на борт прогулочных катеров. И все же – ступай на борт! И, если интересует, спрашивай. Я призываю «Спрашивай!» от лица всех петербургских экскурсоводов, которые только за это лето сто миллионов раз ответили на вопросы: «Мы пройдем все-все-все реки и каналы?», «А правда, что два Исаакиевских собора на этом месте уже провалились в болотистую почву, и этот, третий, тоже скоро провалится?», «А мы увидим дом, где живет Ксения Собчак?».