Рулевая модель: как побеждать в любой ситуации

О том, как все делать по любви, преодолевать трудности, совмещать семью и спортивную карьеру, а еще гонки и игру на скрипке — рассказала российская авто- и мотогонщица, чемпионка мира по ралли-рейдам, покорительница «Дакара», пилотесса команды G-Drive Racing Анастасия Нифонтова. Спойлер: после этого интервью появится острое желание двигаться навстречу мечте!
Рулевая модель: как побеждать в любой ситуации
Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»

Сорокоградусная жара, песчаный ветер, пригород Самары — именно здесь, на финише пятого этапа ралли-рейда «Шелковый путь», должна была состояться наша первая встреча с Анастасией Нифонтовой. В медиаэкипаже мы ждали, когда на горизонте появится Крош — так гонщица называет свой мотовездеход Can-Am Maverick X3. Но произошло непредвиденное: серьезная поломка машины. Понадобилась эвакуация. Следующие несколько часов были сложными: мы переживали за Настю, за ее дальнейшее участие в гонке и, не скрою, за то, каким получится наше интервью. Но уже вечером героиня показала, как можно преодолевать трудности. Анастасия не пыталась делать вид, что все в порядке, а откровенно рассказала, что чувствует и как планирует действовать дальше. Эта часть нашего разговора получилась эмоционально непростой, но невероятно жизнеутверждающей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

​​

Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»
Ралли-рейды — гонки, где грузовики, мотовездеходы, внедорожники и мотоциклы ездят по труднопроходимой местности, лесам, полям, предгорьям, бродам и пескам. Кто из них приедет первым в своем классе или в абсолюте (если не получит штраф), тот и победил.

— Настя, я планировала начать разговор не с этого, но мы не можем не затронуть сегодняшнюю ситуацию. Как вы себя чувствуете после пятого этапа гонки?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пресс-служба G-Drive

Я сейчас хоть и хожу улыбаюсь, но внутри поганенько. С «Шелковым путем» у нас особая история — участвуем уже пятый раз, и постоянно что-то случается. На моем первом ралли за несколько дней до финиша сломался мотор, второй раз в Монголии я получила перелом позвоночника, третий — технические проблемы, четвертый — вообще в первый день все поломалось. Сейчас мы готовились год и очень надеялись, что в этот раз все-таки удастся побороться за место на подиуме. Для этого у нас есть и темп, и умения, и опыт. Но фортуна вновь отвернулась. Я уже начинаю думать, что какие-то кармические силы мешают нам покорить «Шелковый путь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Сейчас вы продолжаете участие в гонке?

Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»

Да, по правилам мы стартовали на спецучастке, теперь у нас штраф порядка 20 часов. Бороться за медали в таком случае невозможно. Но ралли-рейд это все-таки не про победу, а про преодоление. Поэтому сказать: «Все, раз мы не боремся, мы поехали домой» — это не по-спортивному.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Как вы себя подбадриваете?

Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»

Говорю себе, что гонка — это игра. Возможно, тем ценнее будет этот кубок «Шелкового пути», когда мы, наконец, его получим. Сегодня на трассе, конечно, был выброс эмоций, особенно когда мы встретились с ребятами, которые нас эвакуировали. Мой муж меня обнял — и я разревелась, хотя до этого держалась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Супруг ездит с вами на все соревнования?

Пресс-служба G-Drive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Семья — это моя команда, без которых я никто, ничто и никуда. В первую очередь это мой муж Антон Гаврилов. Когда я еще гоняла на мотоцикле, он ездил со мной как механик. Сейчас он заявлен как менеджер. В этот раз с нами еще сын Тимофей. Он любит географию, у нас дома висит карта России, и ему интересно наблюдать за маршрутом. Про речку Самару целую легенду нам рассказал. Он творческая личность — замечает красоту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— А вы успеваете обратить внимание на пейзажи? Все-таки маршрут пролегает через 13 регионов России — от Казани до Москвы.

На трассе это сложно, но мне запомнились зеленые холмы Башкирии, предгорье Урала и запахи, которые проникали в машину через форточки. И очень приятно, когда видим болельщиков — это заряжает и бодрит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Что можете сказать о вашем тандеме со штурманом — Екатериной Жадановой?

Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пилот и штурман — это два космонавта в одной капсуле. Когда все хорошо — со всеми комфортно, но начинаются сложности — и тут проявляется характер. Чтобы тандем был результативен, нужно быть на одной волне. Мы проехали тестовую гонку «Россия — Северный лес» в позапрошлом году и поняли, что да, можем. Катя еще и механик, а далеко не все девчонки могут крутить гайки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— В гонке участвует 98 экипажей. Можно ли сказать, что мотовездеходы — самые сложные варианты для этого ралли?

Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»

У всех экипажей есть нюансы. Наш зачет комфортнее, багги едет гораздо мягче по разбитой трассе и кочкам. Например, если взять категорию Т1 — это более мощная техника, похожая на внедорожник. Там быстрые машины, но они жесткие, вытрясает все нутро. Думаю, на КАМАЗе похожая ситуация. Но при этом багги — достаточно «ломучие». Они изначально делаются для туризма, и каждая команда доводит свою машину до ума. От стандартной комплектации мало что остается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— На такой необычной технике вы едете по зачастую диким местам. Где вы банально заправляетесь?

Пресс-служба G-Drive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По регламенту гонки машина должна автономно проезжать 250 км. Соответственно, организаторы планируют маршрут так, чтобы заправки были в пределах этого расстояния. Они делают пометки в дорожной книге о рекомендованных АЗС, потому что нам нужен 100-й бензин G-Drive, на котором мы ездим всегда, не только на «Шелковом пути». На дорогах общего пользования мы заезжаем на заправки топливного партнера ралли — сети АЗС «Газпромнефть». Их станции есть почти в каждом регионе. Также на протяжении всего ралли за нами ехали восемь бензовозов с их топливом — на случай, если гоночный спецучасток больше 250 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Расстояния у вас существенные. О чем вы думаете во время гонки?

Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»

Если я о чем-то думаю во время гонки, не относящемся к трассе, значит сознание мое где-то не здесь и надо собраться.

Во время интервью супруг Антон Гаврилов все время был где-то рядом, а сын Тимофей периодически подходил и обнимал маму. В такой трогательный момент захотелось узнать у Антона, что он чувствует, когда супруга участвует в ралли:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Обычно вся команда, и я в том числе, тихо и молча наблюдает за передвижениями Насти по треку. Мы волнуемся, если видим, что она едет медленно или не по маршруту. Когда она гоняла на мотоцикле, я сильно переживал еще и за здоровье. На машине поспокойнее, потому что это относительно безопасно, хотя тоже всякое бывает. Когда я встречаю Настю после гонки — безумно радуюсь, что мы снова вместе. И я восхищаюсь ее упорством. Конечно, иногда она дает слабину, но быстро собирается — и снова в бой, как бы ни было тяжело».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй раз мы встретились с Анастасией Нифонтовой уже в Москве, через неделю после финиша «Шелкового пути» на Красной площади. В домашней атмосфере мы говорили не только о спорте, но и о жизни, призвании и любви.

— Выступление на TED вы начали с фразы «Мотоциклы, спорт — это все понятно. Но я же девочка, я про любовь». Как выстроить жизнь так, чтобы все было по любви?

Фотограф - Антон Новосельцев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно внимательно прислушиваться к себе и понять, что вызывает то чувство, которое мы называем любовью. Если есть мурашки, значит это то дело, которое будет приносить радость и удовольствие. Очень важно понять себя — знаю, звучит просто, но на деле намного сложнее. У многих на это уходит вся жизнь, но нужно продолжать искать.

— Но автомотоспорт — не первое ваше увлечение. Более того, у вас три высших образования!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В школе я серьезно занималась горными лыжами, но к старшим классам решила, что спорт — это не профессия. И пошла ее получать. У меня был и ВГИК, и кинооператорская работа, и факультет иностранных языков. Но мотоциклы все равно проходили красной нитью. А потом в стране случился кризис и зарабатывать на кинематографе стало тяжело — надо было искать другие варианты. И я начала заниматься продажей мотозапчастей, а потом тренироваться и выступать. Работа и хобби, наконец, объединились.

— Получается, в этом виде спорта начинать никогда не поздно?

Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, в ралли-рейдах мало молодых гонщиков именно потому, что они обычно очень горячие и суетные, а такой темперамент мешает. Например, мотокросс — это спринтерская дисциплина, где идет борьба за тысячные доли секунды, а спортсменам по 18-20 лет. В ралли-рейдах возрастной уровень — до бесконечности. Есть мировые примеры: легендарные Стефан Петерансель или Карлос Сайнс, которым около 60 лет. Они занимают первые места на «Дакаре» в том числе благодаря своему опыту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— У вас двое детей: Марии почти 20, Тимофею 11. Им передалась любовь к экстриму?

Фотограф - Антон Новосельцев
Фотограф - Антон Новосельцев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дочка ходила несколько лет на горные лыжи: научилась кататься, но спортивных амбиций не было. На мотоцикл тоже садилась, но сразу сказала, что ей не нравится. А когда родился сын, я обрадовалась — думала, он подрастет, будем гонять вместе. Он даже ходил на занятия по мотокроссу, но потом признался: «Мам, это не мое. Я хочу играть на пианино». И мы отдали его в музыкальную школу. Дети у меня вообще не про спорт.

— Удивительный факт, но вы тоже играете на скрипке!

Фотограф - Антон Новосельцев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И даже вожу ее с собой на гонки, чтобы снимать напряжение. В детстве я училась в музыкальной школе, а потом положила скрипку на полку. Вспомнила про нее только в 2019 году, когда сломала позвоночник — полгода нельзя было заниматься спортом. Но скрипка — не гитара, и чтобы извлекать приличные звуки, нужно много работать. А я любительница придумывать себе челленджи — меня заводит как раз то, что это сложно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— А как вы работаете со своим психологическим состоянием?

Фотограф - Антон Новосельцев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Буквально за пару месяцев до «Шелкового пути» я обратилась к спортивному психологу, так как стала замечать, что в разных психоэмоциональных состояниях по-разному пилотирую. Бывает, перенервничаю в первый день, наделаю ошибок, а потом начинаю мчать быстрее всех и мужественно нагонять потерянные секунды, но уже в злобном состоянии. Конечно, тараканов своих мне еще долго тренировать, но прогресс есть. Это важная часть подготовки спортсменов, на которую пока мало обращают внимание. В автомотоспорте считается, что главное — это физуха. На самом деле часто мешает голова.

— Сегодня большое значение имеет личный бренд гонщика?

Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автомотоспорт — дорогое удовольствие. И много лет назад, когда я только начала гонять, быстро поняла, что нужны спонсоры. А чтобы крупные компании хотели на тебя наклеивать свои логотипы, нужно стать известной. Я пообщалась с мотожурналистами — оказалось, им все это не очень интересно. Тогда я сама позвонила в профильный журнал, предложила бесплатно писать статьи. И это был прорыв: компании, которые хотели рекламировать свой продукт, отметили: «О, Нифонтова в журнальчиках печатается, в отличие от других спортсменов!». Это закон спортивного маркетинга: ты можешь быть не самым быстрым гонщиком, но если у тебя есть аудитория, ты интересен.

Сегодня я выступаю как мотивационный спикер, участвую в мероприятиях, общаюсь с болельщиками в соцсетях и оффлайн. Буквально через день после финиша «Шелкового пути» мы с Ромой Русиновым (чемпион мира в гонках на выносливость, который в этом году впервые участвовал в ралли-рейдах) уже были на VK Fest в Москве, где G-Drive организовал для посетителей классные активности. Мы гоняли на автосимуляторах, меняли колеса на скорость, дарили подарки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»
Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»

Для меня еще важно, чтобы мне нравился продукт, с которым я работаю. Например, с G-Drive у нас все гармонично — я сама езжу на топливе сети АЗС «Газпромнефть» и в гонках, и в обычной жизни. Поэтому могу с уверенностью о нем говорить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Вы отмечали, что в вашем виде спорта трудностей больше, чем удовольствия. Бывало ли такое, что хотелось все бросить?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пресс-служба ралли-рейда «Шелковый путь»

Честно, были моменты, когда опускались руки. Вроде ты делаешь-делаешь, а результата нет. Мы даже залезали в жуткие долги. Но я старалась не сдаваться. Если не можешь идти к своей мечте, то хотя бы ляг в ее сторону. Тут и помогает любовь к своему делу: ты просто ничем другим заниматься не хочешь. И, видимо, космические силы мне помогают. Несколько раз казалось — все, мы завязываем, денег нет, мы всем должны. Но потом ты потихоньку выкарабкиваешься и идешь дальше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— О чем вы мечтаете прямо сейчас?

Фотограф - Антон Новосельцев

Я давно отделяю мечты от целей. Ко вторым иду, как маленький трактор, прокладывая свой путь. А мечты — это что-то воздушное. Может быть, оно никогда и не сбудется, но думать об этом так приятно! Хочется продолжать дальше заниматься тем, что любишь. Конечно, есть сложности, но жизнь состоит из их преодоления. А потом ты чего-то добиваешься, оглядываешься назад — и тебе так классно от пройденного пути.

Реклама, ПАО Газпром нефть, ОГРН 1025501701686, erid=LdtCKBwvj

6+

​​​​​​​