Упаковка «под ключ»: семь шагов к продающему блогу эксперта
Как стать экспертом, у которого хотят покупать, и почему рассказ о детстве может разочаровать ваших подписчиков, рассказала Ксения Котвиц — основатель PR-агентства Media Loves You (победитель Международного фестиваля рекламы и маркетинговых коммуникации «Серебряный Меркурий 2022» в номинации «Личный бренд»), PR-специалист с 11-летним опытом работы, входящий в рейтинг лучших пиарщиков России.
Шаг 1: определись с позиционированием
За последние два года о личном бренде не сказал только ленивый, но мало кто действительно понимает, как его выстраивать. Базовая составляющая любого бренда — позиционирование — это образ, который PR-специалисты и маркетологи создают в сознании целевой аудитории. Правильно выстроенный портрет помогает отстроиться от конкурентов, завоевать и удержать лояльность аудитории.
Чтобы определить, в качестве кого ты будешь себя позиционировать, проанализируй свою сферу деятельности, ситуацию на рынке и потребности целевой аудитории. И по итогу необходимо составить УТП (уникальное торговое предложение). Найди в себе то, что выделяет тебя среди других экспертов. Например, ты не просто колорист, а умеешь создавать потрясающий блонд, которому позавидует сама Шарлиз Терон. Или ты не рядовой SMM-специалист, закончивший трехнедельные курсы, а дипломированный выпускник бизнес-школы в Великобритании, специализирующейся на социальных сетях.
Это и есть твоё уникальное торговое предложение, которое нужно транслировать в первую очередь — неважно, будь то шапка профиля, описание паблика или канала.
Важно: не давай пустых обещаний или ложных фактов — это может подорвать твою репутацию.
Шаг 2: расскажи о своем пути
Потенциальные клиенты должны знать, почему они могут довериться в твои руки. Расскажи, с чего ты начинала, как пришла к результату, где обучалась, какие сложности были на твоём пути, сколько лет работаешь. Чем больше фактов и цифр ты соберешь, тем выше будет уровень доверия аудитории к тебе.
Подсказка: не будь банальна и не погружайся в ненужные детали. Если у тебя свои онлайн-курсы, то потенциальным покупателям не важно, в каком возрасте ты сама сварила суп и в какой детский сад ты ходила. А вот если ты в этом детском саду обучила других детей алфавиту, а в университете твои конспекты были настолько классно написаны, что экзамены по ним сдавал весь курс — это гораздо лучше отразит твой экспертный опыт.
Эту информацию можно закреплять в описании или в актуальном, главное — чтобы она была видна новой аудитории.
Шаг 3: сформулируй, что ты предлагаешь
Расскажи о своих услугах кратко и понятно — чем именно ты занимаешься и сколько это стоит. Эта информация также должна быть доступна всем, кто познакомится тобой впервые — сохрани её в описании группы, канала или в актуальных сториз. Помни, что потенциальные клиенты не разбираются в теме так же хорошо, как и ты — выбирай простой язык и понятные термины.
Лайфхак: собери небольшую фокус-группу — подойдут даже мама, молодой человек или младший брат — и покажи им текст. Если они всё поняли — его можно использовать.
Шаг 4: выноси важную информацию на первый план
Из чего состоит экспертный блог, мы уже обсудили, но помимо самого контента, важно его грамотно оформлять.
При упаковке профилей для наших заказчиков мы используем так называемое правило «Трёх секунд»: именно столько человек тратит, чтобы сформировать своё мнение о новом аккаунте и решить, хочет ли оставаться в нём дальше.
Зайди на свою страницу, посмотри описание или шапку профиля и проверь, насколько понятны ответы на три главных вопроса: кто ты, чем занимаешься, чем ты будешь полезна?
Если информации будет недостаточно, потенциальный клиент уйдёт, а если блог его заинтересует, то задумается о том, чтобы изучить его глубже и подписаться.
Шаг 5: раскрывайся как личность
«Люди покупают у людей» — это утверждение не теряет свою актуальность. Те эксперты, которые не боятся быть искренними, транслировать свой характер, увлечения, говорить о ценностях и делиться тем, что им нравится, быстрее завоевывают лояльность аудитории и дольше удерживают её внимание. А стремление говорить только на экспертные темы и бесконечно давать пользу скорее, наоборот, сократит твои охваты. Вспомни, зачем ты приходишь в социальные сети? Не только чтобы получать новые знания, а в первую очередь, чтобы отдыхать. Давай своей аудитории лёгкий и интересный контент, так она с большей вероятностью полюбит тебя и купит твои продукты или услуги.
Подсказка: показывай свои ключевые качества через события в обычной жизни.
Хочешь, чтобы все поняли, что ты не просто консультант по инвестициям, а ответственный и педантичный человек? Покажи свою «кухню»: как внимательно ты относишься к выбору акций и ежедневно по несколько часов анализируешь рынки и изучаешь отчёты, как читаешь узкоспециализированную литературу, как заблаговременно приходишь на встречи, и какие отзывы о тебе оставляют клиенты.
Шаг 6: регулярно подтверждай свою экспертность
Чтобы создать полный экспертный портрет, недостаточно один раз рассказать о своём бэкграунде. Регулярно транслируй всё, что будет говорить о тебе как о профи своего дела — дополнительные обучения, ответы на профессиональные вопросы от аудитории, результаты и достижения, выступления в качестве спикера на мероприятиях.
Кейсы и отзывы от твоих клиентов — обязательные пункты для упаковки любой социальной сети. Если ты пока начинающий специалист, подумай, как можно наработать первый опыт — предложи знакомым услугу по бартеру, со скидкой или за честный отзыв. В PR выделяется два вида отзывов — эмоциональные и содержательные — и тебе потребуются оба. Первый вид отзывов обычно содержит в себе много восторженных фраз, но мало конкретики. А вот во втором как раз присутствуют факты и описание результата. Из каждого отзыва должно быть понятно, какой услугой пользовался клиент и что он в итоге получил, будь то заряд эмоций и мотивации или твёрдый результат.
Важно: не стоит лишь создавать ощущение «бурной деятельности», публикуя фейковую информацию или преувеличивая факты. Аудитория всегда чувствует блеф, и уж точно не захочет воспользоваться твоими услугами, если у неё возникли сомнения.
Супершаг 7: формируй свой образ за пределами блога
Стать экспертом в своём блоге под силу каждому. Можно сформировать практически любой образ, но что потенциальные клиенты могут найти о тебе за пределами социальных сетей?
Вспомни, куда ты обычно идешь, если хочешь прочитать отзывы о юристе, к которому хочешь обратиться, или о курсе, рекламу которого ты увидела в социальной сети? Верно, в Google или Яндекс. Туда же отправятся и твои потенциальные клиенты.
Подсказка: прямо сейчас зайди в поисковик и вбей своё имя. Если там нет ничего, кроме ссылок на социальные сети — скорее всего, потенциальные клиенты засомневаются в твоей экспертности. Именно поэтому так важно формировать репутацию не только в личном блоге, но и на других площадках.
Площадки, которые вызывают наибольшее доверие у аудитории — онлайн-СМИ. И именно на присутствие в СМИ мы наблюдаем самый большой спрос среди наших заказчиков. Бум на упаковку профилей позади. Сейчас блогеры и эксперты хотят опережать конкурентов не только в том, насколько грамотно написана их шапка профиля и красиво оформлен taplink, но и быть экспертом, чьи материалы публикуют в СМИ, и о ком пишут в заголовках глянцевых журналов. Всё это позволяет не только получить подтверждение своей экспертности через независимые источники, но и повысить лояльность аудитории, личную узнаваемость и средний чек на свои услуги.
Факт: если о тебе пишут в онлайн-изданиях, журналах, приглашают в качестве эксперта на телевидение и радио — это говорит о том, что ты действительно хорошо разбираешься в своей сфере, твоё мнение признают СМИ, а значит, тебе можно доверять.
Если у тебя уже есть экспертные материалы в СМИ, то упакуй их в своём блоге (например, в разделе «Актуальное») и регулярно транслируй аудитории.
Теперь ты знаешь, как выстроить свой экспертный образ и с помощью контента донести его до целевой аудитории. Это поможет тебе адаптироваться к любой социальной сети и её форматам — будь то текстовые посты, аудио, короткие видео или длинные ролики.