Клей на глазах, вата во рту: как советские актеры рисковали здоровьем и красотой в эпоху дефицита грима

В советские времена в киноиндустрии всё было крайне сложно. Пока в Голливуде к услугам гримеров были все косметические новинки (многие из которых, к слову, разработал выходец Российской империи Макс Факторович), в СССР выкручивались, как могли.
Клей на глазах, вата во рту: как советские актеры рисковали здоровьем и красотой в эпоху дефицита грима
Мастюков Валентин/ТАСС, Legion media, соцсети

Многие советские фильмы по-прежнему популярны и любимы сегодня. И мало кто задумывается, что за красивой картинкой — особенно, если речь идет о сказочных сюжетах, — стоят усилия огромного количества работников киноплощадки. В условиях закрытого режима и дефицита им приходилось проявлять всю свою смекалку — и буквально на ходу придумывать новые решения для создания большого кино.

К примеру, пока на западе разрабатывали профессиональные фильтры для кинокамер, наши режиссеры натягивали на объектив... капроновые чулки.

Особенно тяжело приходилось гримерам. Хороших и пластичных продуктов для грима в стране тогда еще не было — равно как и визуальных спецэффектов, которые могли бы менять лица актеров. Потому в ход шли любые подручные средства, позволяющие преобразить внешность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Порой такие трансформация для кадра были очень неудобными и даже несли опасности для актеров. Но они не посрамили свою профессию и достойно вынесли все сложности, связанные с трансформациями!

Пожалуй, самый яркий пример на этот счет — мучения Настеньки из «Морозко». Актрисе Наталье Седых приклеивали искусственный иней на волосы (и даже на ресницы!) обычным клеем, не рассчитаным для работы со слизистыми и кожными покровами. А потом она всё это подолгу пыталась смыть... Но рискнуть ресницами стоило: грим вышел максимально натуральным, а сцена — эффектной. Аплодисменты Наталье Седых!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алексею Кравченко в «Иди и смотри» накладывали на лицо слой латексного клея, а после высыхания наносили тон. Именно это позволило создать эффект натуральных морщин без каких-то более сложных технологий. Но это было крайне неудобно. Особенно учитывая, что съемки длились часами.

Экранному Буратино тоже пришлось несладко. Ради роли юный актер Дмитрий Иосифов сбрил волосы и брови. Вместо волос ему приклеили имитацию стружки, а брови просто нарисовали — там, где полагалось с точки зрения режиссера и гримера. А пенопластовый нос актеру каждый раз крепили больше часа. Не представляем, как всё это терпят знаменитости...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гениальная Фаина Раневская тоже терпела неудобства ради роли мачехи в «Золушке». Кончик носа ей поднимали при помощи клея и аппликации из тонкого тюля, а за щеки гримеры закладывали ей ватные шарики. Удивительно, как актрисе удалось сохранить четкую речь при таких обстоятельствах!

Георгий Юматов в фильме «Офицеры» тоже загримирован, хотя это и не самый лучший образец советского грима. Но всё не так уж и плохо: в 44 года он играл 20-летнего парня, и хотя бы с верхней третью лица киношники справились на «ура».

Для того, чтобы актер выглядел на четверть века моложе, ему приклеивали тонкую ткань на виски, а затем завязывали эти ленты под волосами. Такой вот аналог современных корейских тейпов для создания лисьих глазок а-ля Белла Хадид!